Древнегреческая и древнеримская культуры имеют много общих черт. У Древней Греции и у Древнего Рима был единый принцип культурного развития, базирующийся на антропоцентризме. Римская культура, как и греческая, признавала высочайшую ценность личности.
В древнеримской культуре, как и в Древней Греции высоко ценилась система образования, высокий статус имела наука.
Древнеримская культура, как и греческая, формируется на базе мифологических представлений.
Древнеримская культура в большей степени, чем культура Древней Греции акцентировала внимание на воинской дисциплине, на идеях порядка, строгости, в которых нуждалось римское государство стремящееся превратить свое государство в империю. Здесь высоко ценилось ораторское искусство и умение владеть аудиторией.
В древнеримской культуре более явно проступает связь религии с правом. В отдельно взятых отраслях культурного развития наблюдаются качественные изменения. Можно рассмотреть принципиальные отличия римской культуры в сравнении с греческой в сфере мифологии, в сфере науки, где чрезвычайно высоки были прагматические интересы. В Греции ценился сам интерес к познанию мира, само желание постигнуть законы, по которым существует природа, по которым осуществляет свое развитие космос. В Риме науки имели практический характер. Все, что было связанно с созерцательностью, умозрительностью имело меньшую ценность. В римской практике сложилась традиция общения на двух языках. Латинский язык использовался для практических наук – медицины, права, инженерного дела. Греческий язык использовался для философских и гуманитарных наук.
Подготовкой реформы занимались крупные помещики-крепостники. почему они вдруг согласились пойти на компромисс? в начале своего правления александр держал речь перед московским дворянством, в которой озвучил одну простую мысль: «лучше отменить крепостное право свыше, нежели дожидаться, как оно само собою станет отменяться снизу». его опасения были не напрасными. за первую четверть xix века было зарегистрировано 651 крестьянское волнение, за вторую четверть этого столетия - уже 1089 волнений, а за последнее десятилетие (1851 - 1860 гг.) - 1010, при этом 852 волнения пришлось на 1856-1860 годы. помещики предоставили александру более сотни проектов будущей реформы. те их них, которые владели имениями в нечерноземных губерниях, готовы были отпустить крестьян и дать им наделы. но эту землю должно было выкупить у них государство. помещики черноземной полосы хотели сохранить в своих руках как можно больше земли. но окончательный проект реформы составлялся под контролем государства в специально образованном секретном комитете. подложная воля