Запад и Восток, мы сразу обнаруживаем расхождения в нравственных оценках одних и тех же явлений. На Западе высоко морально оценивается стремление человека к индивидуальности, уникальности и своеобразию. Быть неповторимой личностью и заявить о себе во всеуслышание благо, это достойно похвалы и подражания. На Востоке, напротив, не принято выпячивать себя, здесь приветствуется быть хорошо вписанным в коллектив, быть одним из его колсиков и винтиков. Крикливая манифестация своей оригинальности рассматривается
здесь как зло и попадает в разряд неприличного поведения 2. Представления о добром и злом различается и по эпохам и поколениям. В традиционном обществе добродетелью считалось беспрекословное подчинение старшим и действие по тому стереотипу, который они предполагали. Нынешнее поколение выбирает свободу от диктата и опеки, для него истинное добро самостоятельность, возможность поступать по своему усмотрению и собственной воле.
В повсеместно действовал двойной стандарт для оценки поведения разных полов. Женщинам вменялась добродетель послушания и терпения, им отводились чисто семейные роли, и попытка женщины быть самостоятельно активной получала в обществе резкое моральное осуждение. В современном мире, одобряется женская активность, стремление женщины быть личностью, профессионалом, социальным деятелем. 3. То, что является бесспорным добром для человека или группы, может быть столь
же недвусмысленным злом для других людей или другой группы. Яркий пример тому победа в войне. Победители считают е добром, особенно если она увенчала освободительную, справедливую войну, радуются ей, прославляют своих лидеров. А побежднные видят в свом проигрыше зло, потери, экономический, физический, и моральный ущерб. С точки зрения высокой морали, любая война, по каким бы причинам она не велась это зло, ибо она является
Сущностная связь имени с обозначаемым им предметом, возможно, находит свое отражение и в особенностях древнеегипетской письменности. Как известно, знаки египетского иероглифического письма делятся на три части: идеограммы, фонограммы и детерминативы. Идеограмма — знак, обозначающий определенный предмет. Например, — солнце, — дом. Фонограмма — знак, соответствующий звуку или сочетанию звуков. Детерминатив указывает на смысловую категорию, к которой относится слово, и ставится обычно сразу за словом для того, чтобы избавиться от омонимов. Так, рука с зажатой в кулак палкой показывает, что обозначаемое слово связано с понятием силы, детерминатив ставится после понятий, связанных с движением. В первоначальном назначении детерминатива некоторые ученые предлагают видеть имя предмета, входящее в образуемый им комплекс и поэтому тоже требующее специального письменного изображения. Если идеограмма изображает сам предмет, то следующий за ним детерминатив, по их мнению, воспроизводит его имя.
Важно отметить, что иногда один и тот же знак выполнял функцию как идеограммы, так и фонограммы и детерминатива. Например, знак , обозначающий дом (фонетически pr), мог служить также фонограммой в словах, в которых встречается сочетание pr, словах, никакого отношения к слову «дом» не имеющих. (Здесь полная аналогия с нашим ребусом, только если в современной культуре ребус является искусственно придуманным развлечением, то у египтян он входил в саму ткань языка.) Одновременно этот же знак использовался как детерминатив в словах, указывающих на какое-либо здание или помещение: «комната», «интерьер», «канцелярия» и др. Иероглиф, изображающий сидящего мужчину, мог быть как идеограммой, соответствующей местоимению «я», «мой», так и детерминативом после слов, обозначающих какого-либо человека: «сын», «делающий», «придворный» и т.д.