Через несколько лет после разделения империи над Италией нависла грозная опасность. Мечтая завладеть сокровищами Рима, Аларих, вождь германского племени готов, двинул свои полчища на «вечный город». На всем пути от придунайских областей, где жили готы, до Альпийских гор угнетенный люд поддерживал Алариха. Рабы и колоны присоединялись к готам, показывали им тайники, где бежавшие в страхе римляне спрятали оружие и хлеб. В предгорьях Альп путь готам преградило римское войско. Правда, римлян в нем было мало большинство воинов составляли галлы и германцы. Командовал имперским войском блестящий военачальник Стилихон, германец из племени вандалов. Он разгромил готов, лишь конницу Аларих сумел увести с поля боя. В ту пору императором на Западе был трусливый и завистливый Гондрий. В дни готского нашествия он отсиживался на севере Италии в крепости, окруженной мощными стенами и топкими болотами. В одержанной над готами победе никаких заслуг Гонорий не имел. Однако именно он праздновал триумф, как если бы был великим полководцем. По улицам Рима за колесницей императора шли солдаты, везли военную добычу и статую Алариха, закованную в цепи. Между тем Аларих собрал войско сильнее прежнего и снова двинулся на Рим. Он был готов на мир, но требовал за это огромный выкуп. Стилихон лучше других понимал, как мало сил для отражения врагов. Он убедил Гонория, что надо выиграть время и собрать требуемую сумму среди богачей. Приближенные императора неохотно расставались со своим золотом. Когда же опасность миновала, они настроили императора против его полководца. Клеветали, что будто Стилихон замыслил захват верховной власти, сговорился с Аларихом: ведь они оба германцы! Гонорий поверил лжи и повелел казнить Стилихона. Тщетно тот искал убежище в церкви. Его схватили, объявили врагом отечества и обезглавили.
Решающее сражение произошло в 197 году до н. э. на холмистой равнине, называвшейся Киноскефалы ( «собачьи головы»). Удар фаланги был столь силен, что римские легионы начали отступление. Но вскоре из-за того, что местность была холмистой, фаланга утратила стройность своих рядов, римляне перешли в наступление и одержали поллую победу. Через 30 лет последний македонский царь, носивший имя легендарного греческого героя Персея, бросил новый вызов римлянам. Однако в битве при Пидне (І68 год до н. э.) его армия была полностью разгромлена, а сам он попал в плен к римлянам. Македония была присоединена к римским владениям, а царь проведен перед колесницей консула в триумфальной процессии. Греция навсегда освободилась от македонского владычества. Римляне объявили грекам, что они не должны никому платить дань и могут жить по собственным законам и обычаям.
Согласно определению, Пресвитерианская церковь, название, утвердившееся за кальвинистскими церквами (см. Кальвинизм (см. Кальвинизм)) в Шотландии (основатель Дж. Нокс (см. Нок)) и в Англии, возникшими во 2-й половине 16 в. Отвергнув англиканскую церковь, английские просвитериане (умеренные пуритане)во время Английской буржуазной революции 17 в. приобрели значение политической партии и временно пришли к власти (см. ст. Пресвитериане (см. Пресвитериане)). Тогда же был выработан (на т. н. Вестминстерской ассамблее, 1643-49) пресвитерианский символ веры - "Вестминстерское вероисповедание". Каждая П. ц. представляет совокупность общин верующих; каждая община управляется консисторией из пресвитеров (греч. presbýteros, буквально - старейшина), избираемых из числа мирян, и пастора ("министра"). Несколько общин образуют ассоциацию во главе с пресвитерией (коллоквиумом) из пасторов и пресвитеров от каждой общины; над ассоциациями стоят провинциальные и национальные синоды. П. ц., кроме Шотландии и Англии, распространены в США (см. США) (к началу70-х гг. 20 в. приблизительно 4,4 млн. приверженцев), Канаде (см. Кана), Австралийском Союзе, Новой Зеландии. По существу пресвитерианскими являются и ортодоксально-кальвинистские церкви континентальных стран Европы (за ними закрепилось название реформатские; Реформаты (см. Реформаты) (см. Реформа) (см. Реформ)), которые объединены с П. ц. во Всемирный альянс реформатских церквей (World Alliance of Reformed Churches, основан в 1875; под этим названием с 1970)
Рабы и колоны присоединялись к готам, показывали им тайники, где бежавшие в страхе римляне спрятали оружие и хлеб. В предгорьях Альп путь готам преградило римское войско. Правда, римлян в нем было мало большинство воинов составляли галлы и германцы.
Командовал имперским войском блестящий военачальник Стилихон, германец из племени вандалов. Он разгромил готов, лишь конницу Аларих сумел увести с поля боя. В ту пору императором на Западе был трусливый и завистливый Гондрий. В дни готского нашествия он отсиживался на севере Италии в крепости, окруженной мощными стенами и топкими болотами.
В одержанной над готами победе никаких заслуг Гонорий не имел. Однако именно он праздновал триумф, как если бы был великим полководцем. По улицам Рима за колесницей императора шли солдаты, везли военную добычу и статую Алариха, закованную в цепи.
Между тем Аларих собрал войско сильнее прежнего и снова двинулся на Рим. Он был готов на мир, но требовал за это огромный выкуп.
Стилихон лучше других понимал, как мало сил для отражения врагов. Он убедил Гонория, что надо выиграть время и собрать требуемую сумму среди богачей. Приближенные императора неохотно расставались со своим золотом.
Когда же опасность миновала, они настроили императора против его полководца. Клеветали, что будто Стилихон замыслил захват верховной власти, сговорился с Аларихом: ведь они оба германцы!
Гонорий поверил лжи и повелел казнить Стилихона. Тщетно тот искал убежище в церкви. Его схватили, объявили врагом отечества и обезглавили.