короля ответной любезности. дело в том, что риму постоянно угрожало лангобардское королевство, возникшее в vi в. в италии. пипин не заставил себя ждать. он собрал войско, перешел альпы и победил лангобардов в сражении. завоеванные земли вокруг рима и равенны, а также соединяющий их «коридор» франкский король подарил папе римскому. так возникло собственное государство пап, где они были не только верховными священниками, но и обладали всей светской властью, не меньшей, чем короли или герцоги. папское государство в италии существовало почти до самого конца xix в. да и сейчас крошечное государство ватикан, занимающее всего-то несколько кварталов в городе риме — не что иное, как последний осколок «дар пипина», сделанного в середине viii в.
«константинов дар»
папы были довольны подарком, сделанным пипином, но явно хотели большего. вскоре один из римских пап поручил своей канцелярии подготовить весьма своеобразный документ. это была фальшивка, составленная от имени императора константина великого. константин, отправляясь на восток, в византии, якобы завещал епископу города рима властвовать над всей западной римской империей! на протяжении всего средневековья римские папы то и дело вспоминали о «константиновом даре» и начинам требовать у всех западных королей и императоров подчинения римскому престолу. то, что «константинов дар» — грубая подделка, было окончательно доказано только в xv в
все предшествующие произведения, посвященные , излагали материал в хронологическом порядке. степенная книга впервые представляет как процесс, развивающийся по определенным законам. таким образом, степенная книга является также памятником отечественной .
основными принципами развития составителям степенной представлялись благочестие и праведность, присущие рода рюриковичей. из поколения в поколение запас добродетелей увеличивался, что сказывалось и на благосостоянии государства. этот процесс начался с принятия христианства. не случайно именно с этого момента степенная книга начинает . предшествующие события упоминаются вскользь, внимание читателя на них не акцентируется.
Этим варварские племена отличались от примитивных племен: охотников, рыболовов, которые в силу своей удаленности от центров цивилизации не могли выступить в качестве получателей продуктов высокой культуры. Как пишет И. Яковенко: «Варвар дан цивилизации в столкновении с ней. Это – человек, принадлежащий обществу, находящемуся на стадии архаики, которое столкнулось с цивилизацией и испытало на себе ее воздействие. Варварский мир составляет внешний пояс, ближнюю периферию цивилизации, которая формируется в постоянных экономических, культурных, военных контактах с последней. Глубокая периферия, не затронутая трансформирующим воздействием цивилизации, представляет собой чисто архаическую культуру».
Напомним что варвар, в отличие от представителя примитивной культуры (стадии дикости), в той или иной форме усвоил элементы стиля и образа жизни культуры цивилизованных народов. В какой-то степени его можно назвать цивилизованным варваром. Но поверхностно усвоенная цивилизация порождает в душе варвара неразрешимый конфликт. «Весь спектр отношений варвара к цивилизации определяется фундаментальным противоречием: варвар не может жить без цивилизации, но в меньшей степени он и желает) жить в цивилизации» (И. Яковенко).
То есть налицо явное противоречие, когда варвара притягивают блага цивилизации и ее жизненный комфорт, однако, в условиях сохранения варварского общества варвары не могут перейти на цивилизованную жизнь. Осознание собственного несовершенства, по сравнению с копируемым образцом, порождает в душе варвара внутренний конфликт. Этот конфликт приводит к появлению у варваров такого чувства как ressentiment (сложное чувство зависти, ненависти, злобы и обиды).
Чувство собственной неполноценности, наряду с завистью и пониманием невозможности устроить жизнь цивилизованно вынуждает варваров принять самое простое решение – взять силой то, что принадлежит цивилизации. То есть начать грабить цивилизацию и ее плоды. Именно этим объясняется на первый взгляд непонятная разрушительная агрессия варваров – (вандализм), поверхностно усвоивших плоды цивилизации. Так кочевники гунны, монголы или оседлые племена вандалов бессмысленно уничтожали памятники письменности и артефакты высокой культуры.