Стоечно-балочная система едина для всех стилей и направлений в архитектуре.
Наиболее ярко черты КРОМЛЕХА читаются, к примеру, в древнеегипетских и ассирийских памятниках архитектуры.
Архитектура общественных зданий античности была доведена до совершенства, и по сей день является эталоном красоты и гармонии. В отличии от египетских культовых сооружений, где архитектура подавляла, античные памятники строились соразмерно человеку. «ЧЕЛОВЕК – мера всех вещей» . К простым архаичным перекрытиям добавился ФРОНТОН и АНТАБЛЕМЕНТ, а так же сформировались основные архитектурные ОРДЕРА.
Благодаря развитию науки и инженерной мысли, используя традиции древнегреческой архитектуры римские зодчие научились строить величественные сооружения с использованием АРКИ и КУПОЛА. Помимо памятников созданных на общественные деньги в Риме появляются постройки сделанные по индивидуальному заказу.
С возникновением христианства, на основе античного ПЕРИПТЕРА, формируется БАЗИЛИКАЛЬНЫЙ тип храма ставший основой для последующих построек особенно РОМАНСКОЙ и ГОТИЧЕСКОЙ архитектуры.
Архитектура раннего средневековья была преимущественно каменной, тяжёлой, её пронизывал дух воинственности и постоянной потребности в самозащите, характерной для архитектурных сооружений Древнего Рима.
Характерный элемент: Романское двойное полуциркульное окно. Общая арка объединяет оба оконных проёма, её центр опирается на небольшую колонну дорического ордера.
Постепенно АРКА заострялась, БАЗИЛИКА начинала стремится в высь. Возник ГОТИЧЕСКИЙ архитектурный стиль. Выделение в здании строительного каркаса. Использование стрельчатых арок - нагрузка была направлена вниз, на опору. Укрепление этой опоры уступчатым столбом - КОНТРФОРСОМ - стало ещё одним новшеством готики.
Эпоха Возрождения дает миру много инженерных архитектурных находок, в том числе КУПОЛ, содаваемый не из каменных блоков, а с применением металлических конструкций. Гармоничность и стройность пропорций -такова главная черта зданий Возрождения.
Сменяя строгую архитектуру эпохи Возрождения приходит, зародившийся во Франции и распространившийся по миру , «капризный» стиль – БАРОККО. Для построек в стиле барокко характерна сложная динамика образов, наслоение форм, обилие декоративных элементов, тяготение к изогнутой линии. Ордер приобретает декоративное значение, фронтоны становятся более фантазийными.
РОКОКО отличают рокаильные элементы. Стиль представляет собой сочетание элементов барокко, французского классицизма и восточных культур, причудливых ассиметричных орнаментов и изящных форм. В противоположность помпезности барокко, крококо отличается изысканной элегантностью.
Стиль использующий достижения античной и древнеримской архитектуры -архитектурные ордера и иногда купола называется КЛАССИЧЕСКИМ. АМПИР – пышный, имперский, классический стиль.
Главной в модерне была функция красоты, создаваемая по новым художественным канонам. Архитекторы стремились соединить в неразрывное целое функциональность и изящество. Стиль «модерн» родился из стремления архитекторов использовать новые материалы - сталь, стекло, железобетон, и пристрастия к изысканности. Ведущим мотивом становится растительный орнамент. Отличительная черта стиля модерн - синтез искусств. Каждая линия, каждый оттенок цвета, каждая деталь должны быть согласованы друг с другом. Именно поэтому при подборе элементов декора и обстановки (мебели, цветового решения стен, лепнины и светильников) архитекторы стремились создать целостное однородное «перетекающее» пространство.
Простота и лаконизм геометрических форм, откровенное обнажение конструкций, функциональное расчленение здания на части - таковы особенности нового направления в архитектуре - КОНСТРУКТИВИЗМ.
Особенность архитектуры XX века заключается в переосмыслении достижений архитектуры и культуры предшествующего периода, использовании новейших технологий и формировании универсальной для всего человечества культуры.
1) С древнейших времён и по сей день человечество не переставало совершенствоваться. На протяжении многих веков и тысячелетий происходило бессчетное количество формирований как во внутренней, так и во внешней жизни людей. Цивилизация, включающая в себя множество различных сторон, отразилась в научных изобретениях, человеческом мировоззрении и, конечно же, во внешнем облике всего мира в целом. И как следствие из всего вышесказанного – долгая и не прекращаемая идеализация и совершенствование архитектуры; её стилей, основных особенностей и тонкого искусства выполнения того или иного дизайна. Таким образом, цель данной работы – представить основные понятия об архитектуре и её развитии, в том числе, основываясь на объективном сопоставительном анализе особенностей известнейших сооружений в ряде различных стран. Итак, строительство. Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры. Приезжая в любой город мы видим дворцы, ратуши, частные коттеджи, построенные в самых различных архитектурных стилях. И именно по этим стилям мы и определяем эпоху их строительства, социально-экономический уровень страны, нравы, традиции и обычаи того или иного народа, его культуру, историю, национальную и духовную наследственность, даже темпераменты и характеры людей этой страны. Архитектура, или зодчество формирует пространственную среду для жизни и деятельности людей. Отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы, поселки и целые города - их красота вызывать у зрителей определенные чувства и настроения. Именно это делает архитектуру Искусством - искусством создания построек и сооружений по законам красоты. И, как всякий вид искусства, архитектура тесно связана с жизнью общества, его историей, взглядами и идеологией. Лучшие по архитектуре здания и ансамбли запоминаются как символы стран и городов. Всему миру известны древний Акрополь в Афинах, Великая Китайская стена, собор Святого Петра в Риме, Эйфелева башня в Париже. Искусство архитектуры – воистину общественное искусство. Даже в наши дни она сложно взаимодействует с историей и непосредственно включается в культуру своего времени. В обществе массового потребления, частного заказа, коммерческой ориентированности строительной деятельности архитектор зачастую весьма ограничен в своих действиях, но за ним всегда остается право выбора языка архитектуры, и во все времена это был сложный поиск пути к архитектуре как к великому искусству и точной науке. Не случайно о великих цивилизациях вспоминают не только по войнам или торговле, но, прежде всего, по памятникам архитектуры, оставленным ею.