Масштабное наступление 1944 года, известное как "десять сталинских ударов", было обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, это были грамотные действия советского командования. Наиболее интенсивный удар был на западном направлении, в Белоруссии (знаменитая операция "Багратион"), в то время, как немцы ожидали наиболее интенсивного наступления на куда более удобной для боевых действий Украине. Но это была только часть сталинских ударов. Успех других был обеспечен грамотным выбором погодных условий (освобождение Украины в разгар весенней распутицы), сыграло свою роль быстрое и скоординированное наступление по разным фронтам, не позволявшее противнику перебрасывать силы, успешная внешняя политика (вывод из войны Финляндии без полной ее дебелляции, а с переходом на сторону союзников), и т.д.
Падение Византии - результат многовекового упадка, в который империя впала после Четвертого крестового похода, приведшего к захвату Константинополя и распаду Византии на несколько империй. Со временем, Византия была восстановлена, но былого могущества так и не достигла. Кроме того, ей не Западная Европа, даже после обещания воссоединить православие и католичество. Впрочем, Византия воевала с турками на протяжении всех этих веков, со времён Сельджукского султаната, и постепенно отдавала им территории, терпя поражения; к моменту падения империи турки уже покорили практически всю Малую Азию вследствие множества войн. Османский султанат лишь завершил войну, которая с перерывами длилась много лет. Сложно это назвать "неоказанием достойного сопротивления": Византия сопротивлялась долго.
Болгария также пребывала в отсутствии единства: Болгарское царство распалось на государства со столицами в Видине и Велико-Тырнове. То же самое касается и Сербии. Таким образом, раздробленность обеспечила поражение этих стран против единого войска турок-османов. Эти земли, в отличие от византийских, турки захватили относительно быстро.
Церковная уния была последней мерой, которую пообещал католическому миру византийский император за против турков. Несмотря на обещание объединить православие и католичество, решающая не пришла. Это было одной из причин, почему некоторые православные государства, например, Россия, отвергли унию. Русская церковь отказалась подчиняться Константинопольскому патриархату после унии и де-факто присвоила себе автокефалию до того дня, когда в правление Ивана Грозного официально появился патриарх Московский и всея Руси.