Абсолютизм — государственный строй, установившийся в ряде западноевропейских стран в Новое время[1], при котором верховная власть (как правило, монархическая) не ограничена представительными институтами в противоположность её ограниченности (в конституционных государствах).
Термин абсолютная монархия, понимаемая как неограниченная власть государя, имеет более широкое значение, однако термин абсолютизм совпадает по значению с термином абсолютная монархия, понимаемом в узком, строго научном смысле[1].
Абсолютизм, который пришёл на смену сословной монархии, был в европейских континентальных государствах в продолжение XVII и XVIII веков господствующей государственной формой, которой благоприятствовали богословы, приписывающие верховной власти божественное происхождение, и римские юристы, признававшие за государями абсолютную власть древних римских императоров. Эта государственная форма достигла апогея своего развития при французском короле Людовике XIV, систематически осуществлявшем своё знаменитое «L’Etat c’est moi» (государство — это я). Как исторический термин абсолютизм сменил понятие «старый порядок» (Ancien regime) в середине XIX века.
Социальная опора различных абсолютных монархий неодинакова. Абсолютные монархии в Европе Нового времени были дворянскими государствами, в которых сохранялось «общество привилегий»[1]. В советской историографии возникновение абсолютизма было принято связывать с классовой борьбой — дворянства и буржуазии (С. Д. Сказкин) или крестьянства и дворянства (Б. Ф. Поршнев). В настоящее время рас точка зрения, согласно которой укреплению абсолютизма ряд экономических, социальных и культурных процессов.
Так, усиление государственной власти связывают с частыми войнами (в связи с чем возникла потребность в усиленном налогообложении), развитием торговли (появилась необходимость в протекционистской политике), ростом городов и социальными изменениями в них (распад социального единства городской общины, сближение знати с монархией)[1].
Государственный абсолютизм в смысле централизации существовал, например, во Франции как при конституционной монархии Луи-Филиппа, так и при военном деспотизме Наполеона I и Наполеона III.
Несмотря на заявление Германии в 1935 г. о том, что она считает себя свободной отограничений Версальского договора и вводит всеобщую воинскую обязанность, в США в 1935 г. был принят закон о нейтралитете. Придерживаясь этого закона, Конгресс в 1937 г. наложил эмбарго на поставки оружия в республиканскую Испанию, где вспыхнул фашистский мятеж под предводительством генерала Ф. Франко. Гораздо больше усиления Германии в Европе Рузвельта беспокоило нарастание мощи Японии на Дальнем Востоке и в Тихоокеанском регионе. После нападения Японии на Северный Китай (в 1937 г.) президент добился от Конгресса увеличения ассигнований на военные нужды. Лишь после начала Второй мировой войны (1 сентября 1939 г.) и капитуляции Франции (1940 г.) Рузвельт признал, что усиление Германии угрожает равновесию в Европе и затрагивает интересы США, и стал активно добиваться отмены закона о нейтралитете.Материал с сайта http://doklad-referat.ru
В разгар немецких бомбёжек Англии (1940 г.). Рузвельт вался на третий президентский срок и поэтому не мог себе позволить резкую смену внешнеполитического курса — американский избиратель был против вступления США во Вторую мировую войну, — но добился принятия решения о поставках в Великобританию товаров военного назначения. А когда выяснилось, что Англия не в состоянии эти товары оплатить, настаивал на принятии закона о ленд-лизе (аренде и поставках), по которому страна, борющаяся за свою свободу против фашизма, могла получить военные товары в аренду и оплатить их после окончания войны. Убеждая конгрессменов проголосовать за этот закон, президент говорил: «Если в доме у соседа пожар, то неразумно отказываться предоставить соседу водопроводный шланг и ждать, пока огонь перекинется на твой участок!» В марте 1941 г. закон о ленд-лизе был одобрен большинством обеих палат Конгресса США. Вместе с тем вплоть до 7 декабря 1941 г. (до нападения Японии на базу американского военного флота Пёрл-Харбор) правительство США делало всё возможное, чтобы удержать страну от непосредственного участия в войне. Но 11 декабря 1941 г. вслед за Японией в войну с США вступили Германия и Италия, с этого момента участие США во Второй мировой войне стало неизбежным