Одной из наиболее характерных черт послевоенного периода царствования Александра I стало нарастающее общественное движение, впервые в истории России приобретшее организованные формы. Первоначально идейную основу деятельности участников появившихся кружков и организаций составляла либеральная идеология, главными положениями которой были приоритет личности человека и его экономических и политических свобод над всем остальным. Эта установка была принципиально новой для России, где испокон веков главным являлся интерес государства, а самоценность личности (если это была не личность самодержца) не признавалась. Распространение либеральных идей началось в России со времен Екатерины II, которая вела переписку с крупнейшими идеологами либерализма - Ж. -Ж. Руссо, Вольтером и др. После Великой французской революции сама же императрица начала гонения на либералов, справедливо опасаясь за судьбу монархии в России. Вторая волна либеральных идей пришла в Россию в период Отечественной войны и особенно заграничного похода русской армии, когда тысячи ее молодых офицеров впервые увидели, что можно жить иначе, и вернулись из-за границы убежденными противниками самодержавия и крепостничества. В немалой степени появлению кружков национально-патриотический подъем русского народа, связанный с разгромом Наполеона. Наконец, либерально-реформаторские проекты самого царя, обсуждавшиеся Негласным комитетом и всем высшим обществом, а затем и реформы Сперанского также готовили почву для того, чтобы идеи либерализма все активнее проникали в среду передового дворянства. В большей степени подталкивали к созданию тайных обществ и кружков бездействие и нерешительность властей в реформировании общества. Именно эта причина привела в итоге к тому, что и правительство, и передовые круги общества в тайне друг от друга вынашивали планы преобразований, совпадавшие порой в своих основных чертах.
Китай — государство, где сосуществуют различные религии. помимо трех мировых религий — буддизма, ислама и христианства — в китае ещё существует своеобразное традиционное религиозное учение — даосизм. кроме того, у некоторых национальных меньшинств все ещё сохраняется первобытное поклонение перед силами природы и многобожия даоси́зм (кит. 道教, пиньинь dàojiào) — китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, науки. существует также даосская философия. к индийским религиям относят индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм, включая все их течения и родственные им религиозные традиции. индийские религии представляют собой подгруппу восточных религий. они имеют схожую систему основных верований, способов поклонения и связанных с ними религиозных практик, что объясняется общностью их развития, в ходе которого они оказали влияние друг на друга. около 90 % индуистов живут в индии, где они составляют 83 % населения.
При иване iii сложилось териториальное ядро централизованного государства: к московскому княжеству были присоединены ярославское (1463), ростовское (1474) княжества, новгородская республика (1478), тверское великое княжество (1485), вятская (1489), пермская и большая часть рязанских земель. было усилено влияние на псков и на рязанское великое княжество. после войн 1487-1494 и 1500-1503 годов с литовским великим княжеством к москве отошел ряд западных земель: чернигов, новгород-северский, гомель, брянск. после войны 1501-1503 годов иван iii вынудил ливонский орден платить дань (за юрьев) .
Распространение либеральных идей началось в России со времен Екатерины II, которая вела переписку с крупнейшими идеологами либерализма - Ж. -Ж. Руссо, Вольтером и др. После Великой французской революции сама же императрица начала гонения на либералов, справедливо опасаясь за судьбу монархии в России.
Вторая волна либеральных идей пришла в Россию в период Отечественной войны и особенно заграничного похода русской армии, когда тысячи ее молодых офицеров впервые увидели, что можно жить иначе, и вернулись из-за границы убежденными противниками самодержавия и крепостничества.
В немалой степени появлению кружков национально-патриотический подъем русского народа, связанный с разгромом Наполеона.
Наконец, либерально-реформаторские проекты самого царя, обсуждавшиеся Негласным комитетом и всем высшим обществом, а затем и реформы Сперанского также готовили почву для того, чтобы идеи либерализма все активнее проникали в среду передового дворянства.
В большей степени подталкивали к созданию тайных обществ и кружков бездействие и нерешительность властей в реформировании общества. Именно эта причина привела в итоге к тому, что и правительство, и передовые круги общества в тайне друг от друга вынашивали планы преобразований, совпадавшие порой в своих основных чертах.