В 70-е годы XIX века один критский купец обнаружил на своем участке подозрительно большие горшки и руины древних построек. Купцу перелопатили весь двор и не напрасно. В результате раскопок был найден знаменитый Кносский дворец, точнее, последняя его версия. Наиболее выдающийся памятник критской архитектуры — Кносский дворец. В греческих мифах он назывался лабиринтом (это слово происходит от термина лабрис — “двойная секира”, — излюбленного изображения в критском искусстве) . Согласно этим легендам, в глубине дворца обитал получеловек-полубык — Минотавр, на съедение которому город Афины ежегодно посылал 7 юношей и столько же девушек. Минотавр был убит, говорится в сказании, афинским героем Тесеем, сыном царя Эгея. По-видимому, миф о Тессе отразил зависимость Аттики от Кносса в начале позднеминойского периода. Кносский дворец, общей площадью около 16 тыс. кв. м, представляющий сложное нагромождение сотен различных помещений, казался грекам-ахейцам зданием, из которого невозможно было найти выход. Слово “лабиринт” с тех пор стало синонимом помещения со сложной системой расположения комнат и коридоров. Археологическими раскопками установлено, что дворец был построен в начале среднеминойского периода и затем многократно расширялся. Во время расцвета минойской культуры дворец имел два или три этажа, не считая подвальных помещений, в которых находились погреба, мастерские, склады продовольствия, оружия, а также темницы. Кносский дворец. Общий план нижнего яруса в позднеминойский период. Парадные помещения дворца состояли из большого и малого “тронных” залов и комнат культового назначения. В предполагаемой женской части дворца были приемная комната, ванные, сокровищница и различные другие помещения. По дворце была проведена широкая канализационная сеть из глиняных труб большого и малого диаметров, обслуживавшая бассейны, ванные и уборные. Во дворце было найдено свыше 2 тыс. глиняных табличек с различными записями. Богатое убранство некоторых комнат, громадное количество изделий из драгоценных металлов, высокохудожественные стопные росписи-фрески, вместительные склады — всё это свидетельствует о том, что дворец был местопребыванием царей — правителей Кносса и всего Крита. Необычными показались ученым и детали дворца. Своеобразными были колонны, получившие в искусствоведении название "иррациональных". Книзу они не расширялись, как в постройках других древних народов, а сужались. Ствол колонн утолщался кверху, где он завершался капителью в форме круглого валика и лежащей на нём квадратной плиты. Нередко колонны были покрыты своеобразным зигзагообразным узором. Ствол их не был уподоблен растительным прототипам египетских опор, повторявших форму тянущихся вверх стеблей папируса или лотоса. В кносской колонне нет сходства с образами живой природы. Зодчий отказался от подражания природе, выступавшей в египетской архитектуре, нашел для элементов сооружения язык архитектурных форм, основанный на пропорциональных и числовых соотношениях, и обнажил сущность колонны как опоры, выделив и подчеркнув именно эту ее функцию .
Обычно древнегреческий храм воздвигался в более крупных центрах. Храмы строили в честь Богов Олимпа. Т.к у греков была богатая архитектура, то строительство было самое разнообразное, но в основном храмы были похожи внешне ( Первые храмы строились из дерева, позднее их начали сооружать из камня) Прежде всего храм окружали колонны. Особенно на входе в святыню, колонны были особенно красивы и искусно сделаны ( иногда на окончании колон ( под потолком) греки изображали нимф или солдатов, держащих эту крышу). Вообще, все колонны имели разнообразный вид ( чаще всего храмы были белого или желтоватого цвета) Внутри храма были поставлены статуи Богов ( также, сначала изготавливались примитивные скульптуры, но позднее скульптуры достигли совершенства) Боги в храме располагались кругом, но по среди всех сидел Зевс, держа в руках свои знаменитые молнии ( По крайней мере так выглядел храм Громовержца) Если храм возводился в честь другого Бога, то разумеется, верховной статуей был другой Бог. Например храм Афины на острове Эгине. Храмы были богато украшены, святилища заполняли драгоценные металлы. Пол скорее всего выкладывался из мрамора ( т.к это весьма благородный камень). Также, если в храме присутствовали статуи героев народа ( воинов, гос. деятелей, полководцев) На основе их скульптуры нередко рисовали историю подвигов и достижений этого человека ( чаще всего рисовали черной краской)