Патриархат (от греч. patér — отец и árcho — управляю, властвую; буквально — отцевластие), наиболее распространённая: форма первобытнообщинных отношений в период их распада, характеризующаяся преобладающей ролью мужчины в хозяйстве, общественной семье. Переход к П. совершался в ходе значительного развития производительных сил и повышения производительности труда во всех видах первобытнообщинного хозяйства: в земледелии, скотоводстве, охоте и рыболовстве. Развитие производства обусловило рост обмена и возникновение частной собственности. Почти повсюду происходило вытеснение мужчиной женщины из сферы основного производства и ограничение сё труда преимущественно домашней работой. Для П. характерны также счёт родства по отцовской линии (патрилинейность), утеря хозяйственного единства рода при сохранении остальных элементов общности сородичей, переход от парного брака к моногамии, поселение жены в общине мужа (патрилокальный брак) и образование больших патриархальных семей. В дальнейшем патриархальные отношения ещё более укрепились в связи с ростом имущественной дифференциации, возникновением патриархального рабства и зарождением деления общества на классы.
Вопрос о месте П. в истории общества в течение многих веков был предметом дискуссии. Широкое распространение получила теория об изначальной патриархальности человеческого общества. Сторонниками такого взгляда в античное время были Платон и Аристотель, в средние века этот взгляд господствовал, в 19 в. его защищал Г. Мэн. В 1860—70-х гг. сначала И. Бахофен, а затем Л. Г. Морган опровергли идею об изначальности П. Взгляды Моргана в основных чертах были поддержаны и развиты Ф. Энгельсом; они приняты большинством советских учёных. Но и в 20 в. значительная часть буржуазных этнографов придерживается теории исконности П.
Римские императоры устраивали гонения христиан по многим причинам:
1) Христианство было угрозой всему Римскому государству; имея догматами совершенно не принимаемые в древнеримском обществе нормы, христиане становились сепаратистами, террористами и просто опасностью. Они подрывали устойчивость гражданского строя, сеяли смуту.
2) На тот момент в РИ существовало множество языческих культов единого пантеона(римско-греческого), который предусматривал обожествление императора, что противоречило заветам христианства, установившего, что Бог один, и Он не может быть человеком, тем более человеком грешным. Поэтому римские императоры не могли оставить новую религию без внимания.
3) Христианские проповедники расходились по всей империи и в своих проповедях подрывали авторитет римской власти, что влекло за собой бунты, восстания рабов, и так далее.
Первым из римских императоров, прекратившим гонения на христиан стал святой равноапостольный Константин Великий (306–337). В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия, и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. Константин Великий был человеком терпимым, имел незаурядные умственные а в его окружении было немало тайных христиан, оказавших на государя давление. Также необходимо отметить, что к 4 веку нашей эры христианство стало прочно укрепляться в обществе, даже будучи гонимыми, у христиан удавались проповеди и тайные собрания.