История Византийской (Восточно-Римской) империи в период между реставрацией империи со столицей в Константинополе в 1261 году и падением города под натиском турок-османов в 1453 году отличалась рядом своеобразных социально-экономических преобразований, что дало основания целому ряду исследователей уделить ему особое внимание. В целом данный период, несмотря на временные проблески, характеризовался продолжающейся постепенной и довольно хаотичной деградацией всех сфер жизни империи, в первую очередь в центральной, греческой части[1]. Это в свою очередь привело к образованию обширного политического вакуума в Эгейском регионе, который стремились заполнить политическими, экономическими и демографическими методами новые молодые государства болгар, сербов, турок[2]. Особое место в этноязыковой трансформации поздней империи заняла её латентная тюркизация[3], а также нарастающая исламизация[4]. Несмотря на отдельные проблески греческого самосознания в Никейский период, византийцы продолжали руководствоваться прозрачными и расплывчатым понятиями византийской ойкумены о границах, этнической составляющей и дальнейшей судьбе собственного государства. К началу 1370-х годов турки-османы лишают Византию её последнего хозяйственного тыла в виде Восточной Фракии: с этих пор бывшая империя окончательно деградирует и превращается «псевдоимперию» — группку мелких разрозненных полуэксклавов во главе с постоянно конфликтующими деспотами. Период завершился полным коллапсом средневековой греческой государственности.
На это есть несколько причин. Первая: именно при Иване III Московское государство сбросило с себя татаро-монгольское иго и полностью стало независимым. Вторая причина: Иван III активно продолжал дело своих предшественников по объединению русских земель вокруг Московского княжества. Старые московские символы утратили свое значение и нужно было создать общерусские. И заключительная причина: Русское государство при Иване III вело активную международную политику, появилось необходимость в национальных символах. Также государственные символы Русского государства должны были подчёркивать преемственность с Византией.
Объяснение:
Кардинала Ришелье можно отнести к числу редких государственных деятелей, чьи поступки и решения до сих пор вызывают в обществе острые дискуссии. След, который оставил политик в истории Франции и всей Европы, оказался слишком глубоким. По значительности личность Ришелье, действовавшего на политической арене в первой половине XVII века, можно сравнить разве что с Кромвелем, Петром Великим или Наполеоном Бонапартом.
Однако при жизни Ришелье не пользовался популярностью среди населения Франции. Не только народ, но и аристократы опасались кардинала и ненавидели его. И это не вызывает удивления, ведь Ришелье упадку дворянства, подрывая своими действиями феодальные устои старой Франции. А развязанные им военные действия против Габсбургов привели к усугублению бедствий народных масс.
Основным итогом политической деятельности Ришелье историки называют утверждение во Франции абсолютизма. Кардиналу удалось радикальным образом перестроить монархию, основанную до него по сословному принципу. Мероприятия, осуществленные Ришелье, ослабили оппозицию в лице аристократии. Он практически преодолел сепаратистские тенденции, распространенные в регионах Франции, противопоставив им общенациональные интересы.
Кардиналу по праву приписывают заслугу осуществления идеи так называемого «европейского равновесия». Хотя Ришелье не довелось дожить до завершения Тридцатилетней войны, но Франция своей победой здесь обязана почти исключительно кардиналу. Политические решения этого деятеля отвели от Европы угрозу гегемонии Габсбургов.
При Ришелье усиленно стали развиваться колониальная политика Франции, морское дело и международные торговые отношения. Кардиналу удалось заключить несколько десятков договоров с различными государствами, в том числе и с Россией. В годы политического могущества кардинала Франция укрепила центральную государственную власть и свою независимость в сфере внешней политики.
Особое значение Ришелье придавал развитию в стране культуры и науки. Кардинал стал основателем Французской академии и оказывал покровительство лучшим поэтам и художникам. Успешная политика Ришелье объясняется, вероятно, тем, что за пределами Франции он не имел никаких личных интересов и практически ни разу не шел на уступки оппозиции, если такие действия могли принести вред стране.