ответ:
у культурному розвитку україни xiv–xv ст. відбувалися неоднозначні, суперечливі процеси, обумовлені різними історичними чинниками. стримуючими, дестабілізуючими культурний процес чинниками стали: падіння візантійської імперії, що позбавило православ'я зовнішньої опори; відсутність власної державності; наступ католицької церкви; татарські напади. проте зникнення візантійського впливу спричинило початок активного засвоєння, на ґрунті києво-руської духовності, надбань західноєвропейської культури. піднесенню української культури сприяли: технічний прогрес; виникнення друкарства; розвиток в україні гуманістичної думки під впливом європейського відродження.
у xiv–xv ст. на українських землях продовжувала розвиватися освіта, яка, спираючись на давньоруську традицію, активно запозичувала західноєвропейський досвід. у цей період вчителями продовжувало залишатись духівництво, яке навчало дітей при церквах. заможні люди наймали дяків для навчання. богослужебні книги використовувалися як підручники. дітей навчали читання, письма і церковного співу. подальшу освіту бажаючі здобували самостійно. насамперед вивчали грецьку та латинську мови. із xiv ст., за відсутності власних вищих навчальних закладів, українці активно починають здобувати освіту в європейських університетах: краківському, паризькому, падуанському, болонському, гейдельберзькому, празькому та ін.
у цей період помітно активізувалася діяльність українських учених на теренах європейської культури. найвизначнішим серед них вважався вчений-астроном (астролог), перший з відомих докторів медицини і філософії, ректор болонського університету юрій катерман (драгобич) (бл. 1450–1494 він був автором першої друкованої книги українського автора "прогностична оцінка 1483 р.". крім названої праці, перу вченого належать сім трактатів, ряд віршованих промов і послань до папи римського. усі вони написані латиною, але незмінним залишався підпис: "юрій з драгобича, русин".
И Реформация, и Контрреформации поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Но Реформация при этом имела более дисциплинирующее воздействие: она поощряла индивидуализм, но вводила его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях. Реформация оказала огромное влияние на массовое сознание европейцев. В Европе, быстро охваченной идеями Реформации, стали образовываться новые, реформированные церкви - англиканская, лютеранская, кальвинистская, не подчинявшиеся римско-католической. Нередко утверждение новых религиозных идеалов влекло за собой кровопролитные гражданско-религиозные войны, такие как война протестантских князей с католическим лагерем во главе с императором Германии, война католиков и гугенотов (кальвинистов) во Франции.
Бои гладиаторов — это, наверное, первое, что вспомнит любой человек (не историк, конечно) о Древнем Риме. Ну, хотя бы по фильмам.
Этот обычай, как и многое другое, был заимствован римлянами у этрусков и уходит корнями в глубокую древность. Когда-то на похоронах знатных этрусков в жертву богам приносили военнопленных, позднее их заставляли там сражаться друг с другом. Этот обычай настолько понравился римлянам, что очень скоро, потеряв свою религиозную окраску, превратился просто в зрелище. Первые гладиаторские бои в Риме состоялись в 264 году до н. э. Соперниками гладиаторов на таких играх также могли выступать и дикие звери. А иногда устраивались и настоящие морские сражения. Этих кровавых зрелищ требовала римская толпа. По надписям на стенах в засыпанных пеплом Помпеях видно, что гладиаторы были настоящими кумирами толпы. Женщины писали им послания с признанием в любви, как сейчас — кинозвездам и рок-певцам.
Гладиаторов обучали в специальных школах. Некоторые из них могли даже заслужить освобождение после удачных выступлений. В 74 году до н. э. один из гладиаторов начал такое большое восстание, что оно угрожало Риму, как некогда войска Ганнибала. Этого гладиатора звали Спартак. Родом он был фракиец (Фракия — нынешняя Болгария) и отличался огромным ростом и большой силой. В школе гладиаторов в Капуе (главный город провинции Кампания, на юге Италии) Спартак и несколько десятков других гладиаторов составили заговор. Несмотря на то, что заговор был раскрыт из-за доноса, они все же бежали на гору Везувий (это было до того, как Везувий «проснулся» и стал вулканом). С хитрости они победили небольшой отряд римских солдат. И тогда рабы со всей Кампании стали бежать к Спартаку. Их собралось уже несколько тысяч.
Спартак, который некогда служил в римской армии, организовал из рабов настоящую армию по римском образцу. К 72 году численность его войска достигла 120 тысяч. Дважды разбив немалые римские военные силы, Спартак стал готовиться к уходу из Италии через Альпы. Часть его войска захотела совершить поход на Рим. Примерно 20 тысяч рабов откололись от Спартака и пошли на Рим, но были разбиты. Оставшаяся же часть войска во главе с самим Спартаком продвигалась к северу, несколько раз одержав победу над римскими армиями. По неизвестным причинам Спартак повернул на юг. Возможно, что он рассчитывал уплыть из Италии на кораблях сицилийских пиратов.
Осенью 72 года сенат послал против Спартака 6 легионов во главе с Марком Лицинием Крассом. Затем на были вызваны легионы Гнея Помпея и Марка Лукулла. Все трое потом участвовали в гражданских войнах. Постепенно римляне измотали войска Спартака; решающее кровопролитное сражение произошло весной 71 года. В ожесточенной схватке Спартак был убит, его тело так и не нашли на поле боя.