переломным моментом в развитии торговли в регионе следует считать середину xviii в. этот процесс связан с движением россии на юг. в развитии средней азии и казахстана xvii-xviii вв. это отношений с россией. вначале отношения были тесно связаны с дипломатическими, послы в то же время были купцами. они везли на своих караванах не только царские или ханские подарки, но и товары для торговли. преимущество такого вида торговли состояло в том, что будучи как-то связанный с дипломатическими отношениями подобные товары освобождались от пошлин и налогов.
если в xvi-xvii вв. в документах мы наблюдаем интенсивные дипломатические отношения россии со степными владельцами (ногайские, казахские, сибирские, калмыцкие) и шейбанидскими правителями средней азии, то следует предполагать, что между этими странами шла такая же активная торговля.
с указанной хронологической даты берут начало укрепление и увеличение частной торговли. караваны торговцев с юга облагались пошлиной (например, в г. астрахани), но это не уменьшало объема торговли. одновременно активизация торговли наблюдается и в восточных пределах российской империи. здесь передовые сибирские аванпосты россии (тобольск и др. города) устанавливали торгово-дипломатические отношения с восточными соседями россии (китай, монгольские владения, калмыки и, самое главное, восточно-туркестанские города). в сибири среднеазиатские товары нужны были еще больше, чем в центре, и поэтому московское правительство в xvi-xvii вв. не облагало пошлиной торговлю в этом регионе.
так примерно складывались и -казахские торговые отношения в конце xvii - начале xviii вв. в допросных речах казахского посла тайконура, сына култабай аталыка, представлявшего в конце xvii в. (1694 г.) дипломатические интересы казахского хана тауке. в тобольской воеводской избе содержатся и сведения, касающиеся торговой деятельности дипломатов.
посол вначале сделал заявление о том, что он прислан «тевки-ханом к их царскому пресветлому величеству с листом и », а затем высняется, что вместе с послом приехал «ис тургистана
— города казачьей орды торгой алсеитка шукуров. а по осмотру у посланца два тюка, у алсеитки шукурова два ж тюка, а по скаске их те тюки с бухарским товаром, с зендени и с базьми» [1, 15-16].
возможно, посол тайконур — сын култабай аталыка не был пионером в установлении торговых отношений с россией. имеющиеся сведения о более ранних этапах сотрудничества степных владетелей с соседними странами всегда включают компонент: торговлю как обязательный элемент миссии.
но с тайконура начинается совершенно новый период в хозяйственно-культурной великой степи. отныне вся основная торговля кочевников начинает ориентироваться на северный рынок. безусловно, в этом процессе были значительные пробелы и неудачи, но тенденция улавливается четко. в век все нарастающего кризиса торговли в средней азии кочевники искали новых партнеров. эта проблема, наряду с политическими союз (против калмыков и т. была озвучена и посольством кайып хана в 1716 г. в тобольске. казахские послы бекбулат екешов и байдаулет буриев просили м.гагарина донести до царя и издать указ, «чтобы им (казахам. — еа) позволено было ездить в то- болеск для торгу. а хаип-де хан станет присылать в тоболеск для торгу казачьи орды и бухарцам по все годы или через год, по скольку человек указано будет, из тоболеска. и в казань о том и о миру ж посланцы с листом»
Переломным моментом в развитии торговли в регионе следует считать середину XVIII в. Этот процесс связан с движением России на юг. В историческом развитии Средней Азии и Казахстана XVII-XVIII вв. это упрочение экономических отношений с Россией. Вначале экономические отношения были очень тесно связаны с дипломатическими, послы в то же время были купцами. Они везли на своих караванах не только царские или ханские подарки, но и товары для торговли. Преимущество такого вида торговли состояло в том, что будучи как-то связанный с дипломатическими отношениями подобные товары освобождались от пошлин и налогов.
Если в XVI-XVII вв. в документах мы наблюдаем интенсивные дипломатические отношения России со степными владельцами (ногайские, казахские, сибирские, калмыцкие) и шейбанидскими правителями Средней Азии, то следует предполагать, что между этими странами шла такая же активная торговля.
С указанной хронологической даты берут начало укрепление и увеличение частной торговли. Караваны торговцев с юга облагались пошлиной (например, в г. Астрахани), но это не уменьшало объема торговли. Одновременно активизация торговли наблюдается и в восточных пределах Российской империи. Здесь передовые Сибирские аванпосты России (Тобольск и др. города) устанавливали торгово-дипломатические отношения с восточными соседями России (Китай, монгольские владения, калмыки и, самое главное, Восточно-Туркестанские города). В Сибири среднеазиатские товары нужны были еще больше, чем в центре, и поэтому московское правительство в XVI-XVII вв. не облагало пошлиной торговлю в этом регионе.
Так примерно складывались и русско-казахские торговые отношения в конце XVII - начале XVIII вв. в допросных речах казахского посла Тайконура, сына Култабай аталыка, представлявшего в конце XVII в. (1694 г.) дипломатические интересы казахского хана Тауке. В Тобольской воеводской избе содержатся и сведения, касающиеся торговой деятельности дипломатов.
Посол вначале сделал заявление о том, что он прислан «Тевки-ханом к их царскому пресветлому величеству с листом и подарками...», а затем высняется, что вместе с послом приехал «ис Тургистана
— города Казачьей орды торгой Алсеитка Шукуров. А по осмотру у посланца два тюка, у Алсеитки Шукурова два ж тюка, а по скаске их те тюки с бухарским товаром, с зендени и с базьми» [1, 15-16].
Возможно, посол Тайконур — сын Култабай аталыка не был пионером в установлении торговых отношений с Россией. Имеющиеся сведения о более ранних этапах сотрудничества степных владетелей с соседними странами всегда включают компонент: торговлю как обязательный элемент миссии.
Но с Тайконура начинается совершенно новый период в хозяйственно-культурной истории Великой степи. Отныне вся основная торговля кочевников начинает ориентироваться на Северный рынок. Безусловно, в этом процессе были значительные пробелы и неудачи, но тенденция улавливается четко. В век все нарастающего кризиса торговли в Средней Азии кочевники искали новых партнеров. Эта проблема, наряду с политическими союз (против калмыков и т.д.), была озвучена и посольством Кайып хана в 1716 г. в Тобольске. Казахские послы Бекбулат Екешов и Байдаулет Буриев просили М.Гагарина донести до царя и издать указ, «чтобы им (казахам. — ЕА) позволено было ездить в То- болеск для торгу. А Хаип-де хан станет присылать в Тоболеск для торгу Казачьи орды и бухарцам по все годы или через год, по скольку человек указано будет, из Тоболеска. И в Казань о том и о миру ж посланцы с листом»
Для борьбы католической церкви с еретиками была создана Инквизиция – тайный церковный суд, который на основе анонимных доносов, расправлялся с «посланниками дьявола на земле». Судебный процесс сопровождался длительными жестокими, ужасающими пытками и заканчивался смертной казнью человека. Судопроизводство характеризовался отсутствием процедуры следствия. Зачастую судьи и обвинители даже не знали имени подсудимого, а обозначали их, как обвиняемый номер один, номер два, номер три… и т.д. Средневековая инквизиция всегда делегировала светским властям полномочие казнить еретиков, однако всегда контролировала то, чтобы приговор был приведен в исполнение.