подвиги самсона описаны в библейской книге судей (гл. 13-16)[1]. он происходил из колена дана, наиболее страдавшего от порабощения филистимлян. самсон вырос среди рабского унижения своего народа и решил отомстить поработителям, чего и достиг, совершив множество избиений филистимлян.
будучи посвящен богу в качестве назорея, он носил длинные волосы, служившие источником его необычайного могущества. ангел предсказал:
и он начнет спасение израиля от руки филистимлянфилистимляне тогда уже без малого сорок лет правили израильтянами.
мальчик с детства обладал необыкновенной силой. когда он возмужал, то надумал жениться на филистимлянке. сколько ему ни напоминали его родители, что закон моисея запрещает жениться на идолопоклонницах, самсон отвечал, что каждое правило имеет исключение, и женился на своей избраннице.
однажды он пошел в город, где жила его жена. по дороге встретил молодого льва, который хотел броситься на него, но самсон мгновенно схватил льва и разорвал его руками, как козленка.
во время свадебного пира, который продолжался несколько дней, самсон загадал свадебным гостям загадку. ставка была 30 рубашек и 30 пар верхней одежды, которую должны были платить те, кто проиграет. гости не смогли отгадать и угрозами вынудили жену самсона выпытать у того правильный ответ. ночью, в постели, она потребовала от мужа дать ответ загадке и утром сообщила его своим соплеменникам. самсону ничего не оставалось, как уплатить проигрыш. для этого он пошел вашкелон, устроил драку с 30-ю филистимлянами, убил их, снял одежду и рассчитался за проигрыш. был седьмой день свадебного пира. тесть, не самсона, отдал его жену молодому парню, который был другом самсона. и ответил им самсон:
теперь я буду прав перед филистимлянами, если сделаю им злоон начал мстить всему филистимлянскому народу. однажды он поймал 300 лисиц, привязал к их хвостам горящие факелы и пустил лисиц на филистимские поля во время жатвы. весь хлеб на полях сгорел. сам самсон скрылся в горах. позже филистимляне, узнав о причине мести, пошли к тестю самсона и сожгли его вместе с дочерью. они посчитали, что это смягчит гнев самсона. но он заявил, что его месть направлена против всех филистимлян и эта месть только начинается. вскоре самсон "открыл охоту" на жителей ашкелона. весь этот гордый город боялся одного самсона, боялся так, что никто не решался выходить из города, жители были так напуганы, словно город осадило могучее войско. позже филистимляне, с целью прекратить этот террор, напали на владения соседнего колена иудина.
однажды к самсону в его убежище в горах пришло три тысячи соплеменников. евреи начали укорять самсона, говоря, что из-за него их окружили филистимляне, с которыми у них нет сил воевать.
ну что ж, — сказал самсон,- свяжите мне руки сильно и отдайте меня нашим врагам. таким образом они дадут вам покой. только пообещайте, что не убьете меня.самсону связали руки крепкими веревками и вывели из ущелья, где он скрывался. но когда подошли филистимляне, чтобы взять его, он напряг свои силы, разорвал веревки и убежал. не имея при себе оружия, он по дороге поднял челюсть мертвого осла и убивал ею насмерть встречавшихся филистимлян:
нашел он свежую ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял ее, и убил ею тысячу человек.вскоре самсон заночевал в филистимском городе газа. жители узнали об этом, заперли городские ворота и решили рано утром поймать богатыря. но самсон, встав в полночь и увидев, что ворота заперты, сорвал их вместе со столбами и запорами отнес их на вершину горы напротив хеврона.
самсон поддался страсти к коварной филистимлянке далиле, обещавшей филистимским правителям за вознаграждение выведать, в чём сила самсона. после трёх неудачных попыток ей удалось узнать секрет его силы.
и усыпила его [далида] на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. и начал он ослабевать, и отступила от него сила егоутративший свою силу самсон был захвачен филистимлянами, ослеплён, закован в цепи и брошен в темницу.
тяжкое испытание самсона к искреннему раскаянию и сокрушению. вскоре филистимляне устроили праздник, на котором своё божество - дагона за то, что он передал в их руки самсона, а затем доставили самсона в храм, чтобы он забавлял их. между тем, волосы самсона успели отрасти, и сила стала возвращаться к нему. «и воззвал самсон к господу и сказал: господи боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о боже! »
и сказал самсон: умри, душа моя, с филистимлянами! и уперся [всею] силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. и было умерших, которых умертвил [самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своейбиблейское повествование о самсоне завершается сообщением о похоронах самсона в семейной усыпальнице между цорой и эштаолом
В раннее Новое время, по сравнению с поздним Средневековьем, рацион питания существенно не изменился, хотя в результате Великих географических открытий в нем появились новые блюда. Питание знати и простолюдинов, крестьян и горожан существенно отличалось.
Еда была довольно однообразной. Из зерновых культур чаще потребляли пшеницу, рожь, просо, овес, ячмень, впоследствии гречку, кукурузу. Из них выпекали хлеб и лепешки, готовили супы и каши.
Хлеб бедняков отличался от хлеба богатых. Состоятельные люди ели пшеничный хлеб из просеянной муки. Чтобы он был мягким и пышным, его замешивали па дрожжах. Крестьяне же довольствовались ржаным хлебом из муки грубого У него добавляли также рисовая мука, а в голодные годы желуди и корни.
Важным дополнением к зерновым были бобовые: бобы, горох, чечевица. С гороха даже выпекали хлеб. Состав овощей и фруктов, которые выращивали европейцы, практически не изменился. Однако от арабов к европейцам завозили апельсины и лимоны из Египта — миндаль, с Востока — абрикосы, из Америки — дыни, кабачки, мексиканский огурец, сладкий картофель (батат), фасоль, томаты, перец, какао, кукурузу, картофель.
Растительную пищу разнообразили рыбой. Чаще готовили сельди, треска, тунца, сардины. В Чехии, например, в прудах разводили карпов. Богатые люди могли приобрести морскую рыбу.
Рыба была одним из главных продуктов питания во время поста, поэтому городские власти, руководство школ и госпиталей задолго до Великого поста делали значительные запасы различных видов рыбы, которую солили, коптили, вялили т.п.. Кроме того, люди постились в среду, пятницу и субботу. В общем, примерно 150 дней в году были «постными».
Ели также и мясо, в Центральной и Восточной Европе — более говядину или свинину, а в Англии, Испании, Франции и Италии — баранину. Любили блюда из дичи, домашней птицы, даже голубей. Горожане потребляли мяса больше, чем крестьяне.
В раннее Новое время резко возросло потребление сахара, который производили в заморских колониях. Сахарные заводы строили также в европейских городах.
Со второй половины XVI в. в Европе популярными становятся горячий шоколад, кофе и чай. Считалось, что шоколад обладает лечебными свойствами, является средством против дизентерии, холеры, ревматизма, бессонницы и т.д..
Однако в бедной крестьянской семье королевской едой были даже кусок сала или сыра с хлебом и луковицей. Зато на праздники или свадьбы семья резала последнюю скотину и выносила из кладовой все, чтобы потом вспоминать это в голодные дни.
В эпоху раннего Нового времени все большее значение приобретает не крюк пища, как сам процесс принятия пищи. Речь идет о сервировки стола, порядок подачи блюд, застольные развлечения, общение, манеры и т.д..
Столовая посуда стал намного красочнее. Почетное место на столах отводилось специальным подставкам для различных блюд — треножника, а также салатницу, солонки и сахарницы. Тарелки, миски, бокалы стали делать из металла: для королей и знати — из серебра, позолоченного серебра, а иногда даже из золота. С XVI в. растет спрос на оловянный, фаянсовая, разноцветный посуду из стекла. Посуда декорировали эмалью, металлом и даже хрусталем.
Из столовых приборов важнейшими были ложка и нож. Большим ножом нарезали мясо на общих блюдах, с которых каждый брал кусок ножом или руками. В XVI в. начинают пользоваться вилкой, а иногда — индивидуальной посудой. В частности, в конце XVI в. в Швейцарии даже в кабаке каждый посетитель имел свои ложку, нож, тарелку и бокал. Простонародье и в дальнейшем пользовался деревянной и глиняной утварью.