Но́вое вре́мя (или новая история) — период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем.
Понятие «Новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения, как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм».
Понятие «Новое время» было воспринято историками и утвердилось в научном обиходе, но смысл его во многом остаётся условным — не все народы вступили в этот период одновременно. Несомненно одно: в данный отрезок времени происходит возникновение новой цивилизации, новой системы отношений, европоцентристского мира, «европейского чуда» и экспансия европейской цивилизации в другие районы мира.
Внешняя и колониальная политика Великобритании. 1870-1914.
Усиливалась территориальная экспансия. На книжный рынок одна за другой поступали книги, доказывавшие необходимость завоеваний. Промышленникам сулили дешевое сырье и готовый рынок сбыта; финансистам – имперские гарантии заключенных колониями займов. Средний британец был озабочен тем, чтобы у него была постоянная работа при справедливой зарплате, а этого можно было достичь обретением прочного рынка в колониях.
В 1875 г. возник уникальный казус для упрочения морских коммуникаций: египетский хедив Измаил, владелец солидного пакета акций Суэцкого канала прожился вконец и стал искать покупателя. Пока в Париже раздумывали, в Лондоне действовали. Кабинет Б. Дизраэли решил перехватить операцию. Следовало изыскать, притом немедленно, астрономическую по тем временам сумму в 4 млн. фунтов стерлингов. К барону Лионелу Ротшильду, главе могущественной финансовой корпорации, премьер направил личного секретаря. Банкир задал два вопроса: когда? И кто дает гарантию? ответ гласил: завтра; британское правительство. На другой день был подписан документ о продаже. Стоимость акций до конца столетия возросла в десять раз.
Вдохновленная успехом, королева Виктория пожелала получить титул императрицы Индии и этот закон в парламенте.
В 1875 г. восстала Босния и Герцоговина, в следующем году взрыв национально-освободительного движения потряс Болгарию. Им на поддержку выступили Сербия и Черногория. Однако сил и ресурсов для подавления южных славян у Турецкой империи еще хватало. Неудачу потерпела сербская армия. Российское правительство приходило к мысли о неизбежности новой русско-турецкой войны, которая началась в апреле 1877 г.
Англия не желала усиления российских позиций на Балканах. Когда русская армия прорвалась через заснеженный Балканский хребет и ее аванпосты появились в виду Стамбула, в Черногорские проливы была введена эскадра британских броненосцев. Столкновение двух держав представлялось неминуемым; российская сторона избежала его, пойдя на значительные уступки по мирному урегулированию, отказавшись от многих своих требований. Дизраэли, чтобы закрепить успех, лично отправился на берлинский конгресс (13 июня – 13 апреля 1878 г.). Турция дорого уплатила за Лондона, согласившись на передачу острова Кипр под британское управление и сооружение здесь военно-морской базы.
Дизраэли обеспечил хозяйничанье Англии в Суэцком канале. А в начале восьмидесятых правительство Гладстона, воспользовавшись антианглийскими выступлениями в Египте, направило свои войска в Каир и Александрию. Египет фактически превратился в британскую колонию. Тогда и возникла идея – соединить имперские владения на юге и севера Африки полосой земли, захватить течение Нила на всем его протяжении и построить трансконтинентальную железную дорогу. Утвердившаяся было в Судане английская администрация была сметена восстанием махдистов, а войска изгнаны из страны. Лишь через 15 лет, победив в 897 г. под Омдурманом вооруженных копьями махдистов, англичане двинулись дальше на юг.
Осенью следующего года и отряд, добравшись до деревни Фашода, обнаружил там французов – те пересекали Африку с запада на восток с той же целью приобретения колоний. Париж, испугавшись, что германия воспользуется надвигающимся конфликтом для нападения на Францию, забил отбой и пошел на уступки Лондону. Путь от Каира до Кейптауна был «открыт». К тому времени по соседству с Капской колонией, в республиках Трансвааль и Оранжевая, населенных помимо бесправных негров выходцами из Голландии – бурами, были разведаны поистине сказочные россыпи золота и алмазов.
Нужен был лишь повод для развязывания войны, и на пришли архивисты, обнаружившие договора с негритянскими царьками, по которым оказалось, что они отдали себя под покровительство британской короны. В 1899 г. начались военные действия. На первых порах буры, природные охотники и меткие стрелки, прекрасно знавшие местность, сражались успешно. Но сопротивляться огромной экспедиционной армии их наскоро сколоченные отряды долго не могли. Лишь к 1902 г. удалось подавить сопротивление, и бывшие республики вошли в состав имперских владений.
Война обошлась Англии в 6 тыс. убитыми, 23 тыс. ранеными, 16 тыс. умершими от ран, а в денежном выражении – в 222 млн. фунтов. Тяжелое впечатление произвели в стране сведения об ужасах, изобретенных британской военщиной концентрационных лагерей. Война встретила абсолютную международную изоляцию Великобритании. Великобритания традиционно воздерживалась от участия в континентальных коалициях. Премьер-министр Р. Солсбери на брошенный ему упрек в отсутствии союзников ответил, что Англия в них не нуждается, и назвал ее изоляцию блестящей. Над землями короны никогда не заходит солнце, полмиллиарда людей числятся подданными империи, флот ее величества по тоннажу и огневой мощи превосходит объединенные эскадры всех других держав.
Давньоруська держава склалася у 2-й половині IX ст. Це була раннєфеодальна держава, господарчу основу якої становило землеробство. Тим самим забезпечувалась сталість культурних традицій, перейнятих Київською Руссю від скіфських землеробських племен, а також у цілому від праслов’янської етнічної спільноти.
Давньоруська культура орієнтувалась у своєму розвитку на Візантію, що обумовлювалось рівнем розвитку матеріальної культури та вибором Давньою Руссю православ’я.
Візантійські взірці в архітектурі, іконописі, літературі та ін. сферах культури абсолютно домінують протягом всієї історії Русі. Проте десь з сер. XΙ ст. руська культура починає переосмислювати візантійські взірці та використовувати місцеві мотиви. Наприклад, Софійський собор – який хоч і є копією Собору Софії в Константинополі, проте має вплив язичницької традиції, особливо в будівництві великої кількості бань.
Після прийняття християнства у 988 році, місцеві язичницькі традиції нікуди не зникають,а продовжують існувати в матеріальній та особливо у духовній культурі. Зберігаються слов’янські імена серед простих киян чи навіть князів. Язичницькі вірування поступово входять в симбіоз з христиняснтвом і виникає так зване двовір’я
В Київській Русі закріпилася давньоруська писемність, що її впровадили Кирило та Мефодій. Писемна література, яка сформувалася в Київській Русі на початку XI століття, спиралася на два найважливіших джерела — усну народну творчість і християнську традицію, що прийшла з сусідніх держав, насамперед Візантії. Народні пісні і перекази широко використовувалися літописцями. Від усної народної творчості древньої Русі у фольклорі українського народу збереглися найяскравіші зразки обрядової поезії — колядки і щедрівки.
Мистецтво Київської Русі розвивалося в загальному руслі середньовічної європейської культури і було нерозривно пов'язане з церквою і християнською вірою. У той же час слов'янські майстри мали свої стійкі, вікові традиції язичницького мистецтва. Тому, сприйнявши багато чого з Візантії, вони виробили самобутній, неповторний стиль і створили справжні шедеври архітектури, живопису, прикладного мистецтва.
Но́вое вре́мя (или новая история) — период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем.
Понятие «Новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения, как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм».
Понятие «Новое время» было воспринято историками и утвердилось в научном обиходе, но смысл его во многом остаётся условным — не все народы вступили в этот период одновременно. Несомненно одно: в данный отрезок времени происходит возникновение новой цивилизации, новой системы отношений, европоцентристского мира, «европейского чуда» и экспансия европейской цивилизации в другие районы мира.