Типология государств — это особая научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данным государствам их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.
Формационный подход к социально-политическому развитию исходит из предпосылки, что все государства, одни быстрее, а другие медленнее, развиваются по определённому сценарию, и все они рано или поздно должны прийти к одной форме общественно-политического устройства. Одной из самых известных универсалистских теорий является формационная теория, предложенная Карлом Марксом, в которой основным критерием классификации являются экономические отношения, а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства.
Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Формационный подход выделяет следующие типы обществ:
Первобытно-общинное общество— отсутствуют классы в связи с отсутствием частной собственности на средства производства;Рабовладельческое государство — появляются эксплуататоры, рабовладельцы, и эксплуатируемые, рабы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры;Феодальное государство — в роли эксплуататора выступает феодал, обладающий собственностью на землю, а эксплуатируемым слоем являются зависимые крестьяне;Буржуазное государство — эксплуататорским классом является буржуазия, а эксплуатируемым — пролетариат;Последней пятой стадией развития Маркс считал коммунистическое общество — строй, при котором будет создано т. н.общество социальной справедливости, в котором неравенство будет уничтожено путём обобществления собственности.Другая теория, подробно изложенная Фрэнсисом Фукуямой в книге Конец истории и последний человек, утверждает, что конечной точкой социального развития является либеральная демократия западного образца. Следует отметить, что в 2000-х Фукуяма пересмотрел свои взгляды, склоняясь в сторону цивилизационного подхода.
Цивилизационный подходЦивилизационный подход, в отличие от универсализма, считает, что государства развиваются по-разному, а не идут по общему пути развития. В цивилизационном подходе основным критерием выступает культурный фактор (религия, миропонимание, мировоззрение, историческое развитие, особенности вмещающего ландшафта, своеобразие обычаев, и др.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:
Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.Изначально Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:
Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.Третий этап — современная цивилизация с её государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.Сэмюэль Хантингтон выдвинул теорию "столкновения цивилизаций" в одноимённой книге. Согласно этой теории, существует 8 цивилизаций — культурных объединений, состоящих обычно более чем из одного государства и существующих на протяжении тысячелетий. Этими цивилизациями являются:
Западная цивилизацияИсламская цивилизацияИндуистская цивилизацияСинская (китайская) цивилизацияЯпонская цивилизацияПравославная цивилизацияАфриканская цивилизацияСогласно Хантингтону, по мере усиления контактов между этими цивилизациями будут нарастать культурные конфликты.
После Смутного времени Россия потерял часть своих территорий: Польша отобрала у нее Смоленскую и Северскую земли, шведы вытеснили ее от берегов Балтийского моря.
В XVII в. основным противником России остается католическая Речь Посполитая. Сложность отношений с этим государством усугублялась тем, что часть ее территории составляли земли русских князей и бояр, входивших в Литовское княжество, и кроме того, на территории Речи Посполитой существовали государственные образования, созданные казачеством, в своей массе православным и занимавшим достаточно независимую политическую позицию.
Русские феодалы, проживавшие на территории Литвы и Польши, входили в аристократический слой панов — рады. Привилеем 1447 г. па русскую православную знать были рас сословные льготы (вотчинные права, право участия в княжеском совете и пр.), которыми пользовалась польская шляхта. Литовско-русские феодалы освобождались от налогов и повинностей, их крестьяне подчинялись вотчинном юрисдикции, крестьянам запрещалось переходить с земель частных владельцев на земли великокняжеские (крепостное право в Польше установилось в XIV в., в Литве — в XV в.). В XVI в. эти права литовско-русской знати были закреплены Литовскими статутами 1529,1566 и 1588 гг.
С середины XVI в. в литовско-русских землях по польскому образцу вводятся поветовые (окружные) шляхетские сеймики для выбора местных земских судей шляхетских сословных судов. Сеймики избирали также представителей (послов) шляхты на общий, вальный Сейм. Вместе с князьями и боярами на Сейм избирались представители дворянства (шляхты), допущенного туда Статутом 1566 г.
В XVI в. ограничиваются древние вольности старинных русских городов (Киева, Чернигова, Полоцка и др.), княжеско-вечевое управление заменяется воеводским и каштелянским (комендантским). Большая часть пригородных земель отдается служилой шляхте в вотчины и выслуги.
Еще в XIV в. в городах бывшего Галицкого княжества было введено заимствованное из Германии муниципальное магдебургское право, и XV в. оно рас на другие города Западной Руси. По этому праву горожане (мещане) освобождались от подсудности воеводам и урядникам (создавались городские суды), от некоторых казенных повинностей.
Города стали управляться двумя советами. Первый из них («лава») возглавлялся назначаемым королем войтом, членами совета были лавники-присяжные, этот орган исполнял функции суда. Второй совет — рада состоял из радцев во главе с бургомистром и ведал во городского управления, хозяйства и благоустройства.
Польское давление и политика окатоличивания оттолкнули от Речи Посполитой часть русских земель, в XV в. многие западно-русские князья переходят на службу к московскому князю.
В XVI в. в Польше и Литве проявились протестантские веяния, невский епископ пропагандировал лютеранство, часть русско-литовской православной знати (Вишневецкие, Ходкевичи и др.) переходили в лютеранство. Протестантизм ослабил католическое наступление на русские княжества, поэтому эти последние довольно спокойно восприняли дальнейшее сближение Польши и Литвы, Люблинскую унию 1569 г. Короля поддержали крупные русские магнаты Рюриковичи и Гедиминовичи, воеводы киевский и волынский.
Образование Речи Посполитой привело к созданию федеративного государства (Литовское княжество и королевство Польша) и «конституционной», выборной монархии. На общем Сейме избирался король; Сенат, состоявший из панов и Сейм, составленный из шляхты, были Палатами законодательного органа.
По Унии 1569 г. часть русских земель (Киевская, Полтавская, Черниговская, Гродненская и др.) отходили к Польше. Изоляция городов от старых русских областей, введение в них магдебургского права, раздача многих земель в частную собственность панам и шляхте, централизованная администрация, заменившая древнее традиционное управление южно-русскими землями — все эти факторы изменили характер государственного и общественного устройства южно-русских земель под властью польской короны.
После присоединения русских земель к Польше в приднепровские области устремилась польская шляхта, а вместе с ней и крепостное право, элементы которого были установлены еще статутами 1529 и 1566 гг. Паны и шляхта быстро разбирали в собственность казенные земли справа и слева от Днепра. Строились новые города, замки и местечки.
Казначейство
Усиление крепостнических порядков в землях, отошедших по Люблинской унии к Польше, вызвало отток значительной части населения Украины (Киевская, Полтавская, Черниговская и др. земли) на юг по Днепру и Восточному Бугу. Здесь они попадали в особую социальную среду казачество, которое начало образовываться еще в XV в.
1.В период монголо-татарского ига зависимость Руси проявлялась во многих аспектах. Так, князья княжеств должны были получить разрешение на княжение от Ига – так называемый ярлык. Подданные монголо-татарам княжества и их население платили повинности.
2.Русь была раздроблена на мелкие княжества и каждый князь считал что он лучше других князей и что его княжество должно быть главным, и часто между князьями из-за этой темы были конфликты. Когда страна едина, у неё единый правитель, армия, народ, то эту страну было трудней завоевать и покорить чем раздробленную на маленькие, враждующие между собой княжества.
3.В итоге Московское княжество стало главным т.к. его князья получив ярлык у монгольских ханов на правление, полноправно присвоили его себе и перестали подчиняться ханам. Русь поняв что при раздробленном государстве его легче захватить ханам и объединились под властью московских князей.