В отличие от античной мифологии, хорошо известной по художественной литературе и произведениям искусства, а также мифологий стран Востока, тексты мифов славян не дошли до нашего времени, поскольку в ту далекую пору, когда создавались мифы, они еще не знали письменности. В V — VII веках после Великого переселения народов, славяне заняли территории Центральной и Восточной Европы от Эльбы (Лабы) до Днепра и Волги, от южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова. Шли века, и славяне все более отделялись друг от друга, образовав три современные ветви самой многочисленной семьи родственных народов Европы.
Восточные славяне — это белорусы, русские, украинцы; западные — поляки, словаки и чехи (балтийские славяне были ассимилированы соседями-германцами в XII веке); южные — болгары, македонцы, сербы, словенцы, хорваты, боснийцы. Несмотря на разделение славян, их мифологии и поныне сохранили многие общие черты. Так, у всех славян известен миф о поединке бога грозы с его демоническим противником и о победе громовержца; всем славянским традициям знаком древний обычай в конце зимы сжигать чучело — воплощение мрачных злых сил или хоронить мифическое существо вроде Масленицы и Ярилы у русских и белорусов и Германа — у болгар.
Славянская мифология и религия славян слагалась из обоготворения сил природы и культа предков. Единым высшим богом, "творцом молнии", каким был у индусов Индра, у греков Зевс, у римлян Юпитер, у германцев Тор, у литовцев Перкунас — у славян был Перун. Понятие о боге-громовнике сливалось у славян с понятием неба вообще (именно — движущегося, облачного неба), олицетворение которого некоторые ученые видят в Свароге.
Другие вышние боги считались сыновьями Сварога — Сварожичами; такими богами были солнце и огонь. Солнце обоготворялось под названием Даждьбога, а также Хорса. Брат Сварога, самый таинственный бог и хранитель стад Велес первоначально также был солнечным богом. Все эти названия вышнего бога очень древние и употреблялись всеми славянами.
То произошло давно – 3 марта 1067 года, когда князь Всеслав Полоцкий противостоял трём князьям Ярославовичам: Изяславу Киевскому, Всесоволоду Переяславльскому и Святославу Черниговскому.Именно этой битвой, страшной сечей, вошедшей в историю как сражение небывалой жестокости, Менск обязан своей историей. Точнее, её началом. Ведь именно от упоминания в летописи в связи с битвой на Немиге нынешняя столица и отсчитывает свой век.А ведь история так странно складывалась. Будучи в союзе с Киевом на протяжении нескольких лет, Всеслав, прозванный в народе Чародеем, неожиданно изменил свои политические взгляды и пошёл войной на Псков и Новгород. Как минимум Новгород был разорён войсками полоцкого князя, да и Псков длительный срок находился в осаде. А спешивший на Пскову Мстислав Изяславович был разбит, что называется, наголову. Разумеется, киевский князь Изяслав не мог мириться с таким положением дел: положение обязывало навести порядок, что он и попытался сделать, призвав на братьев: Всеволода и Святослава. В рамках воспитательных мероприятий был разрушен Менск (это и есть начало истории нашей столицы), а после подоспевший Всеслав Полоцкий на берегах Немиги встретился с объединённым войском Ярославовичей.Про результаты этой битвы Полоцкая и Киевская летописи рассказывают по-разному. Так, Киевская летопись говорит о полном поражении Всеслава и его бегстве, а вот Полоцкая, согласно косвенным данным, предлагала другую версию: о больших потерях с обеих сторон, однако отступлении Ярославовичей, которые спустя несколько месяцев встретились с Всеславом и просили о мире. Правда, как тогда водилось, обманули, и заточили в тюрьму. В свою очередь, это уже не понравилось киевскому вече, в связи с чем народ поднял собственный голос, изгнал Ярославовичей и избрал Всеслава на княжение.Впрочем, вторая версия историкам кажется более осмысленной, хотя и Полоцкая летопись не сохранилась, и данные об этой версии можно найти только у тех, кто на неё ссылался – например, у известного российского историка Татищева.Конечно, с тех пор немало лет. Но сегодня мало кто вспоминает об исторических событиях. Даже таких значимых для города Минска, столицы Беларуси, как та самая старая битва на Немиге. Казалось бы, и Немига-то сегодня, сдавленная канализационной трубой, солидностью не отличается. Однако именно с того дня, с человеческой трагедии сражения на Немиге, мы сегодня отмечаем праздник. День рождения города. Который тогда, после почти полного разрушения Ярославовичами, всё-таки возродился.