Ара́бский халифа́т (араб. خلافة إسلامية — Исламский халифат) — теократическое исламское государство, возникшее в результате мусульманских завоеваний в VII—IX вв. и возглавлявшееся халифами. В старорусских источниках известно также под именами царство Агарянское и царство Измаильтянское, что таким образом включало его в общий список царств (империй) мира, известных книжным людям на Руси того времени.
Краткая историческая справка: возникло в результате арабских завоеваний в VII—IX вв
Первоначальным ядром Халифата стала созданная Мухаммадом в начале VII века в Хиджазе (Западная Аравия) мусульманская община — (умма).
Династия Омеядов (Умайяды, Умаййады) основанная Муавийей в 661
В 750 году их династия была свергнута Аббасидами, а все Омейяды были уничтожены, кроме внука халифа Хишама Абд ар-Рахмана, основавшего династию в Испании (Кордовский халифат)
Династия Аббасидов (750—1258), происходившая от Аббаса, дяди Мухаммеда.
XIIв. – распад халифата на ряд самостоятельных княжеств
Последний багдадский халиф Аль-Мустасим (1242—1208) в 1258 г. Сдал столицу полчищам Хулагу-хана и через 10 дней был казнен с большей частью членов своей династии.
Географическое положение: включает Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большую часть Закавказья, Среднюю Азию, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Синд
Строй: Феодальный
Глава государства: Халиф
Языки: Арабский Армянский Берберский Греческий Грузинский Турецкий
Основная религия: Ислам
Форма правления: Халифат
Территориальная система: Суверенное государство
Примечание: VIв. – возникновение ислама
Уже во времена Витовта активно закладывались католические храмы. Около трети католических парафий (приходов) было основано на белорусских землях. В XVв. активную деятельность здесь развернули монахи — францисканцы, доминиканцы, бернардинцы, августинцы. Самой многочисленной конфессией оставалось православие. Кревская уния имела негативные результаты для православной церкви. Однако ее сторонников не принуждали к переходу в иную веру. Поэтому позиции православия оставались сильными даже среди феодальной знати.
В XV в. в Европе распространились идеи воссоединения католической и православной церквей. Они встретили поддержку у великого князя литовского Витовта. Идею церковной унии поддерживал и Свидригайло. В 1439 г. во Флоренции (Италия) была заключена церковная уния. Однако завоевание Константинополя турками в 1453 г. сделало ее неактуальной. Тем не менее в ВКЛ попытки восстановить единство церкви предпринимались и позднее.
Объяснение: