Прежде всего при имени Карла Великого вспоминаются его многочисленные завоевания, которые как и завоевания римлян в свое время несли много положительного для народов Европы. Дикие, варварские племена все больше оцивилизовывались. Это относится и западным славянам и к аварам и к саксам. Карл Великий ревностно насаждал христианство, что для объединения Европы тоже было не плохо. Ставить в заслугу создание великой империи Карлу сложно, поскольку просуществовала она не долго и после смерти императора быстро развалилась. А вот войны против гораздо более цивилизованных мавров и вовсе имели негативную окраску. В их результате север Испании однозначно шагнул назад в развитии.
Но гораздо более интересными являются мирные достижения Карла Великого. Это первая попытка дать народу всеобщее, только для мужчин, образование с монстырских школ. Это создание Академии исскуств и наук и почти массовое тиражирование рукописных книг. Карл создал и регулярную армию со своим уставом и обязательным набором вооружения, состоящую из вассалов, что стало началом рыцарства. Строились замки, дороги и оборонительные сооружения. Карл Великий создал и пограничный флот.
Радикальные кружки 1830-1840-х гг. отличались от тайных обществ декабристов следующим:
А) у декабристов были более высокие душевные порывы, они были участниками войны 1812 году, были романтиками в отличии от более поздних радикальных кружков.
б) у декабристов не было централизованной и четкой оппозиционной структуры. А вот радикальные кружки 1830-1840-х годов имели хорошо оформленные политические программы и цели.
в) но радикальные кружки 1830-1840-х годов не устраивали восстания, как это сделали декабристы.
г) декабристы были офицерами в основном, они войну, выиграли ее, так что это самые достойные люди российского общества. Радикальные кружки 1830-1840-х годов состояли не из дворян, а из детей крепостных, которые выдвинулись в люди благодаря преподавательской или общественной деятельности, в частности, публицистике. То есть с одной стороны мы имеем дело с исключительно дворянской средой, а во втором - с интеллигентами, но совсем необязательно дворянами.