1881 – 1894 гг. – это период правления Александр III, прозванного «Миротворцем». В историю он вошел как период «контрреформ». Назову наиболее важные события этого периода.
В 1881 г. был принят Манифест «О незыблемости самодержавия». После убийства Александра II, почти все министры во главе с Лорис – Меликовым настаивали на принятии плана созыва общей комиссии из представителей земств и городов для обсуждения дальнейших реформ. Но Александр III не желал этого делать. Манифест стал программным документом нового императора. Стало ясно, что времена либеральных реформ миновали. Итогом этого события стали аресты виновных в убийстве Александра II и жесткий режим «контрреформ».
Историческими личностями, связанными с названным событием, были обер – прокурор Синода К.Н. Победоносцев и редактор «Московских ведомостей» М.Н. Катков. Победоносцев был известным консервативным деятелем, который является автором этого Манифеста. Он был инициатором контрреформ, определял многие реакционные меры в области в национальном во М.Н. Катков оказывал большое влияние на государственную политику и являясь редактором «Московских ведомостей» был правой рукой нового императора в борьбе с либерализмом.
Другим событием этого периода является введение института земских участковых начальников в 1889 г. Смысл состоял в том, что назначенные из местных дворян – помещиков начальники осуществляли контроль за крестьянским самоуправлением. Фактически восстанавливались права помещиков на крестьян. Исторической личностью, связанной с этим событием, был сам Александр III. Хотя в Государственном Совете за закон о земских начальниках проголосовало лишь 13 против 39, император утвердил его.
Рассмотрим, какие существуют причинно – следственные связи между данными событиями в эпоху правления Александра III. Оба события – и принятие Манифеста «О незыблемости самодержавия», введение института земских участковых начальников – были продиктованы общими причинами: желанием нового императора укрепить и ужесточить режим в стране, отойти от принятия либеральных реформ и встать на путь контрреформ. Это означало укрепление власти императора. Результатом, т.е. следствием этих событий стало крушение надежд либералов на введение Конституции, укрепление позиций правительства на местах, постановка под контроль самоуправления и т.д.
Другие указы Александра III, такие как «Положение о мерах к ограничению государственной безопасности и общественного порядка», «Временные правила о печати», «Новый университетский устав», «Циркуляр о кухаркиных детях» говорят о сокращении возможности для прогрессивных идей в стране, сокращению доступа к образованию людей из низших сословий.
Александр III принял бразды правления, когда экономика страны требовала особого внимания. Но император сумел поставить перед министерствами задачу и исправить положение. Экономика пошла вверх, началось строительство крупных железнодорожных магистралей.
Правление Александра III нельзя оценить однозначно. С одной стороны, в результате проведенных мероприятий в России произошёл бурный промышленный подъем, вырос и окреп курс российского рубля, улучшилось благосостояние населения; реформы обеспечили России мирную и спокойную эпоху, без войн и внутренних смут. Но, с другой стороны, правление Александра III рассматривается как время самой тёмной реакции подавления свободомыслия, а сам император – как тупой и ограниченный «держиморда».
Период Александра III – это период укрепления самодержавной власти, консерватизма, стихания либерального движения, завершения промышленного переворота и перехода к индустриализации, которая развернется в 90 – е гг. при правлении Николая II, последнего из династии Романовых.
Минули тысячелетия, но живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк . Напротив! Но долгое время огромный пласт египетской истории был неизвестен людям : ученые не могли расшифровать таинственные письмена- иероглифы . Попытки проникнуть в их тайну еще в глубокой древности, над загадкой бились и античные философы, историки, писатели . " Вырезанные на камне изображения - это магические знаки, " -говорил римский поэт Лукиан, живший в I веке нашей эры . " Египетское письмо имеет символический характер . Каждый иероглиф обозначает целое слово или даже фразу " , -предполагал историк Плутарх, живший на рубеже I и II веков [1 А. Белов Н Петровский . Страна Большого Хапи . стр. 33]. Писали о египетских иероглифах и Апулей, и Геродот, и многие многие другие . Но понадобился кропотливый труд многих поколений исследователей, чтобы до конца выявить все тайны египетского письма . Это знаменательное событие - одно из самых выдающихся в истории мировой науки - произошло лишь в XIX веке . Ему предшествовали годы мучительных и бесплодных исканий . Всей душой стремясь к заветной цели, многие ученые незаметно для себя уклонялись в сторону и вступали на такой путь, который уводил их все дальше по запутанному лабиринту фантазий и домыслов . Но после дешифровки иероглифов перед нами обрисовалась во всем своем величии могучая цивилизация, процветавшая несколько тысяч лет на берегах Нила . Египтология широко открыла доступ к сокровищнице культурных ценностей, созданных талантливым и трудолюбивым народом . Мы можем сейчас по достоинству оценить огромный вклад древних египтян в развитие мировой культуры, науки и искусства .
Как уже было сказано выше, интерес к культуре Древнего Египта не иссякает до сих пор . Написано множество книг об истории, традициях "Страны Большого Хапи " , о ее месте в мировой истории . Некоторые из этих книг я использовала при написании этой курсовой работы .
Первая книга в моем списке - сборник " Аравия. Материалы по истории открытия . " Она содержит обширные сведения не только по истории самой Аравии, но и по всему Древнему Востоку . Египтяне издревле снаряжали торговые и военные экспедиции в Аравию, расположенную на стыке трех материков и служившей соединительным звеном в общении областей Средиземноморья ( в том числе и Египта ) с Восточной Африкой и Индией, а через нее с Китаем . С отрывками из сочинений путешественников мы можем ознакомиться, прочитав эту книгу . Еще одно издание - работа Н. Петровского и А.. . Белова " Страна Большого Хапи " . При всей своей научной строгости эта книга читается как увлекательная повесть . Повествование пронизано двумя основными темами . Во-первых, конкретно показаны центры культуры Древнего Египта, жизнь народа во всем ее многообразии и наиболее существенные исторические события . Во-вторых, нарисована красочная картина рождения новой науки египтологии как за рубежом, так и в России . При этом авторы делают нас соучастниками научных открытий, вводят в лабораторию творчества, показывают романтику научных исследований . Творческий подвиг ученых, положивших начало египтологии, и первого среди них француза Шампольона, представлен в книге во всем своем величии .