Этот раздел пособия не претендует на развернутость и обстоятельность. Многие направления с историко-литературной точки зрения для студентов еще не известны, другие известны мало. Сколь-нибудь обстоятельный разговор о литературных направлениях в этой ситуации вообще невозможен. Поэтому представляется рациональным дать только самые общие сведения, прежде всего характеризующие стилевые доминанты того или иного направления.
Течение xvi - первой половины xvii ст. внутренний и внешний вид домов крестьян и мещан европейских стран изменился. в xvi ст. большинство крестьян европейских стран строила свои дома на юге европы по камня, на севере - из дерева. крыша дома делали из соломы или камыша. внутри дома отдельных комнат обычно не было - все члены семьи жили в совместном помещении. для отопления помещения и приготовления пищи использовалось костер. мебели в крестьянской доме было мало: простой стол, скамьи, ящик для вещей, один-два табурета и сеновал вместо кровати. пищу готовили в котле, висевший над очагом, а ели преимущественно из общей посуды, потому мисок и кружек на всех не хватало. крестьянские жилища протяжении длительного времени не менялись, оставаясь такими, как в прошлом. а вот жилья мещан в то время изменились. в городах появляется все больше каменных домов. в италии, испании и южной франции из камня строили жилье и в средние века. с xvi ст. в камень одеваются париж и лондон. внешний вид дома стал убедительным свидетельством состоятельности его обладателя.простые мещане окна своих домов затягивали пергаментом или промасленной бумагой, а состоятельные вставляли в окна стекло и даже делали витражи. полы в домах состоятельные горожане покрывали каменной или керамической плиткой, а самые богатые заказывали мастерам пол из паркета, изложенного орнаментом. простые горожане ограничивались деревянным полом. крыша своих домов городская знать начала с xvii ст. укрывать ценной черепицей. привычные для нас бумажные обои появились в европе именно в xvii ст. сначала они украшали дома простых горожан, которые были не в состоянии обить стены своих жилищ драгоценными тканями или укрыть деревянными резными панелями, а впоследствии приобрели популярность и среди знати. в домах зажиточных мещан появились гостиные, где хозяин принимал гостей, спальни, столовая, рабочая комната хозяина и отдельные комнаты для слуг. если дом принадлежал ремесленнику или купцу, то на первом этаже находилась лавка, где продавали товары, либо торговая контора. мебель и вещи были свидетельством состоятельности хозяина. ценный посуда выставляли на специальных полках. разнообразные вещи и одежду хранили в сундуках, что украшались орнаментом и росписью. итальянские мебельщики, которые считались в европе законодателями моды, первыми начали ставить свои сундуки вертикально. так в xvi ст. появилась шкаф. преимущества шкафа над сундуком были велики: вещи теперь можно было разложить на отдельных полках и легко отыскать в случае необходимости. еще одно изобретение итальянцев украсил в xvii ст. номер хозяина дома: это был кабинет - рабочий секретер с изысканными шкафами и шкафчиками с многочисленными ящиками для хранения бумаг и обязательным тайным хранилищем для драгоценностей. у дома и привычный стол, окруженный . но у него появилось кресло, в основном украшенное резьбой и инкрустациями, для главы семьи. состоятельные европейцы в xviст. уже устраивали в своих жилищах специальные ванные комнаты. их появление в домах к тому, что люди боялись посещать популярные недавно городские бани. это было связано с распространением новой опасной болезни - сифилиса, завезенного в европу после открытия нового света. однако уровень гигиены большинства населения был чрезвычайно низким, а воображение состоятельных о ней вообще была почти комичной. интересно знать дочь испанского короля филиппа ii изабелла дала обет не переменять рубашки, пока ее человек, наместник нидерландов альбрехт, не покорит города остенде. произошло это 1601 принцесса оставалась, как свидетельствуют его приближенные, верной своей обеты к 1604 г., когда, наконец, город был захвачен.
Владимиро-суздальское княжество было к этому времени наиболее мощным как в , так и в политическом отношении государством. его независимость от киевских князей была достигнута при сыне владимира мономаха юрии владимировиче долгоруком, получившем свое прозвище за стремление присоединить к территории своего княжества новые земли. он же явился и основателем москвы - будущего центра российского государства. певроначально столицей государства был суздаль, а вскоре - владимир. основу княжества составляло развитое земледелие. население занималось также скотоводством, рыболовством, бортничеством, сбором грибов и ягод. высокое развитие получило ремесло. успенский и дмитриевский соборы во владимире считались в это время лучшими на руси. развитая давала возможность князьям укреплять свои позиции не только внутри княжества, но и в борьбе с соседями за усиление своего господства. проведя в военных походах долгие годы, юрий долгорукий сумел покорить многие соседние территории и даже занять силой великокняжеский престол в киеве, однако вскоре был отравлен там политическими противниками. сын юрия андрей продолжил курс отца на жесткое укрепление своей власти и борьбу с боярской оппозицией. в селе боголюбове он создал загородную резиденцию, в которой вскоре и был убит сторонниками ослабления княжеской власти. лишь через несколько лет сумел навести порядок сын андрея - всеволод большое гнездо, подавивший выступления родовой знати. при нем княжество достигло наибольшего могущества. особенности архитектуры владимиро-суздальского княжества самобытная архитектурная школа складывается во второй половине xii века в городах владимиро-суздальского княжества – самой могущественной страны домонгольского средневековья. владимиро-суздальские князья стремились к расширению границ своих владений и консолидации княжеств вокруг своего престола. притязания на лидерство подчеркивала архитектура владимиро-суздальских храмов – величественная и монументальная. при строительстве храмов мастера пользуются блоками белого камня – этот строительный материал станет традиционным для зодчества владимиро-суздальской школы. во второй половине xii здесь белый камень совершенно вытеснил кирпич. как правило, стена храма состояла из двух тонких стенок, тщательно выложенных из плотно пригнанных блоков камня. пространство между внешними стенками заполнялось каменным ломом, валунами и заливалось известковым раствором. часто в толще стен для прочности закладывались дубовые . в некоторых храмах владимиро-суздальской земли эти деревянные детали видны изнутри здания в основаниях арок. они традиционно украшались живописным орнаментом. уже в середине xii века появляется излюбленный прием, применявшийся затем практически во всех храмах владимиро-суздальской школы: поверх вертикальных лопаток приблизительно на середине высоты стен располагается горизонтальный уступ; таким образом снаружи объем храма четко делится на два горизонтальных яруса. окна располагались только в верхней части и были невелики по размеру. важнейшая особенность владимиро-суздальского зодчества – использование в наружном декоре невысокого изобразительного рельефа. уникальный ход развития владимиро-суздальской архитектурной школы был прерван нашествием монголо-татар. в последующие периоды развития искусства некоторые традиции этого княжества так и не смогли возродиться. подлинного расцвета достигает зодчество владимиро-суздальского княжества во времена правления андрея боголюбского. перенеся столицу во владимир, князь андрей разворачивает здесь интенсивное строительство. храмы древнего владимира не знают себе равных по величине и богатству убранства во всех княжествах xii века.