В конце 19 века в России не было единой системы взглядов, методов управления. 19 век в целом был временем социальных потрясений, это век декабристов, покушений, но надежды той прогрессивной части населения так и не сбылись.
Россия была страной «второго мира» или «второго эшелона модернизации». Это значит, что страна отставала от передовых стран Европы. Такое отставание обуславливается очень большой территорией, которая затрудняет эффективное управление, а также долгое господство крепостного права, сохранение помещичьего землевладения.
В конце 19 века Россия оставалась преимущественно аграрной страной, потому что на путь капиталистического развития она встала только в середине 19 века. Ей требовалась ускоренная модернизация, которая должна была пройти при активной роли государства, которое и было инициатором перехода к индустриальному обществу.
Государству на тот период принадлежало практически все: большая часть железных дорог, земель, телеграфных линий, почта. Государство регулировало цены, устанавливало таможенные пошлины, создавало казенные заводы, которые были исключены из сферы свободной конкуренции. Также государство контролировало формирование монополистического капитализма. Капитал в Россию обычно ввозился, а не вывозился.
Сравнительно невысокая степень централизации власти и обожествления правителя тому, что в Двуречье достаточно легко, без ожесточенного соперничества (как это было в Египте) , уживались друг с другом многие боги с посвященными им храмами и обслуживавшими их жрецами. Сохранились сведения о шумерском пантеоне, существовавшем уже на ранних ступенях цивилизации и государственности в Двуречье.
Общинные культы шумеров в древнейшую эпоху — до начала III тысячелетия до новой эры — были, по-видимому, совершенно самостоятельны, отражая самостоятельность самих общин. Но общины эти, вероятно, в более раннее время сами сложились из мелких родовых или территориальных групп. Позднее путем слияния и комбинирования местных представлений о богах-покровителях произошло формирование общешумерских божеств. Среди них выделяется великая троица: Ану — владыка неба, Эа — повелитель воды и Энлиль — хозяин земли и ветра, бог-дуновение. В эпоху политического объединения эти три бога почитались как великие общенародные божества. За ними закрепились эпитеты: Ану — непостижим и далек, Энлиль — могуч и царствен, Эа — мудр и свят.