История Константино́поля охватывает период от освящения в 330 году города, ставшего новой столицей Римской империи, до его захвата османами в 1453 году.
Построенный фактически заново на месте античного Виза́нтия, благодаря гигантским по масштабам тех времён строительным работам, стремительному росту населения, развитию торговли и ремёсел, столичному статусу и усилиям первых римских императоров Константинополь за полвека превратился в один из крупнейших городов Европы и Ближнего Востока. Богатому и процветающему «мегаполису средневековья» была уготована роль крупнейшего политического, культурного и экономического центра обширной империи, правда, стремившейся к закату. После падения в V векеРима Константинополь стал столицей просуществовавшей около десяти веков Восточной Римской империи[комм. 1], которая старалась сохранить приверженность римским и эллинистическим традициям. История Константинополя византийской эпохи была наполнена бурными политическими событиями — народными восстаниями и дворцовыми интригами, убийствами императоров и сменами правящих династий, многомесячными осадами и походами против могущественных западных и восточных соседей. На протяжении многих веков (вплоть до XIII века) Константинополь был крупнейшим центром блестящей культуры и учёности в средневековой Европе, значительно опережая другие мировые столицы по уровню образованности, активности духовной жизни и развитию материальной культуры.
Одной из самых характерных черт политической жизни Константинополя была постоянная борьба за власть между различными группировками аристократии, армии, купечества и духовенства. Элита столицы была крайне нестабильной и разношёрстной группой, так как доступ в правящую верхушку Византии был открыт выходцам из всех социальных слоёв общества. Многие столичные вельможи не только не стыдились своего простолюдинского или провинциального происхождения, но даже гордились тем, что смогли пробиться на вершину власти из самых низов общества. Мало того, даже императорский престол в результате дворцового заговора, любовной интриги, удачной женитьбы, мятежа армии или горожан мог занять выходец из народа. Примеров тому в византийской истории было немало, императорами волею судеб становились даже простые солдаты, дослужившиеся до военачальников среднего ранга, мясник или крестьянин, занимавшийся позже объездом лошадей и кулачными боями. В Константинополе особенно ярко ощущался контраст между бедностью городских низов и богатством аристократии, императорского двора и духовенства. Город заслуженно называли «главным центром роскоши и нищеты на всём Востоке и Западе».
Захват турками Константинополя в мае 1453 года знаменовал собой окончательное крушение Византии и превращение Османской империи в одно из самых могущественных государств мира. Падение Константинополя произвело огромное впечатление на современников, вызвав шок по всей христианской Европе и ликование при дворах Каира, Туниса и Гранады. Кроме того, уничтожение величайших культурных ценностей некогда процветавшего города нанесло непоправимый ущерб всей европейской культуре. В Европе образ турок стал после этого синонимом всего жестокого и чуждого христианству.
О происхождении слова "казах”. Многие ученые связывают слово казах с названием сакского племени, жившего в VII—IV вв. до н.э. Название этого племени упоминается в древнегреческих и персидских источниках. В них говорится о том, из скольких родов оно состоит, где расположено. Описываются традиции, обычаи, одежда представителей
племени.
Ученые предполагают, что этноним "казах” — это производное от названий родов: "сак”, "кас-пи”, "кас”, "каз”, "хаз”, "аз”, "ка-сак”. По предположению академика Н.Я. Мара и чешского ученого Б. Грозного, название произошло от слов "касак” и "кесек”. Это мнение поддерживали академик А.Х. Маргулан, историк М. Ахинжанов, писатель С. Муканов, русские ученые.
А.Х. Маргулан ссылается на то, что до сих пор в Младшем жузе имеются небольшие племена: "казар-уг” и "бери-шилик”. Русский ученый А.Н. Бернштам, долго изучавший историю происхождения казахов, сравнивая данные археологических раскопок с фактами письменной литературы, приходит к выводу, что слово "казах” произошло от объединения названий прикаспийских и сакских племен. По мнению ученого-этнолога А. Абдрахманова, название произошло от слияния двух слов: "каз” и "or” (ок). "Ог” — в древнетюркском языке означает "род, племя”. В таком случае, "каз-ог” — это "племена казов”.По данным исторических документов, во II в. между Каспийским и Аральским морями жили племена "хасов”, "касов” (казахов). Некоторые ученые связывают корни слов "хазары” и "казахи”, доказывая их общность происхождением слов "каз”, "хас”. В подтверждение их мнений можно привести слово "касан терген”, на монгольском языке означающее "арба”, "карета”. По словам ученого А. А. Семенова, арбы, телеги, кареты использовали гунны и кыпчаки. В легенде "Бухарский гость” Ибн Рузбихан, живший в XVI в., писал, что казахи прямо на арбе ставили удивительные жилища — юрты. Поэтому происхождение слова "казак терген” не противоречит возникновению слова "казах” из-за причастности к древним племенам, проживавшим на территории Казахстана.
Итак, подытоживая мнения ученых и исследователей о происхождении слова "казах”, можно сделать два вывода:
— слово "казах” образовалось от объединенного названия племен "кас” (каспи) и "сак”; это название племени;
— слово "казах” означает "вольный человек”.
В день солнечный июльский,
Цветы, цветы вокруг
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой-
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский
Как этот русский лес!
И в радости и в грусти –
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!