«Культура» – очень емкое понятие. В самом общем смысле оно включает и все достижения человеческого общества в различных областях жизни, и высокий уровень развития какой-либо отдельной отрасли деятельности, и просвещенность, образованность, начитанность, и наличие условий жизни, соответствующих потребностям просвещенного человека, даже разведение, культивирование какого-либо растения.
Другими словами, культура неотделима от процесса выбора чего-то наиболее удачного в какой-либо области, ухода за ним, доведения до высокого уровня качества в стремлении к совершенству. Этот процесс предполагает осознанность и целенаправленность всех соответствующих действий, выработку и хранение приемов и правил эффективной деятельности.
Культура– деятельность, служащая обеспечению устойчиво-продуктивной жизни общества за счет отбора, систематизации, хранения, изучения и организации использования и прецедентов деятельности (Ю.В. Рождественский. Словарь терминов).
Культура имеет три формы: физическую, материальную и духовную. Всякий факт культуры соединяет в себе их все.
Физическая культура– подготовка человека к любому виду деятельности, состоящая в развитии двигательно-координационных задатков умственной деятельности, этических и эстетических представлений, а также к самонаблюдению, самосохранению, продолжению рода.
Материальная культура– система материальных объектов, формирующих искусственную (техническую) среду обитания человека, отобранных на вечное хранение и призванных служить людям в качестве образцов технического творчества.
Духовная культура– собрание фактов духовной общественной жизни, характеризующих моральное, эмоциональное, умственное развитие человечества, развитие стилей и стилевых запросов людей, их систематизация и распространение через все виды образования и просвещения, произведения искусств, ремесел, литературных памятников и т.д. Содержанием духовной культуры являются мораль и нравственность, образцы учености и мудрости, достижения научных и технических, социологических и экономических теорий, произведения художественного творчества.
Таким образом, даже физическая культура, не говоря о материальной и духовной ее формах, предполагает духовное и интеллектуальное начало, самоанализ и самосовершенствование.
Культура задает планку, создает в каждой области некий идеал. Этот идеал свойствен культуре на каждом этапе ее развития. Он меняется в зависимости от вкусов данного исторического времени, национальных особенностей культуры, иногда вместе сосуществуют разные идеалы нескольких одновременно живущих поколений. Культура, таким образом, всегда выходит за рамки достояния одного человека. Главной формой культуры является духовная, и поэтому культура всегда принадлежит человеку или множеству людей. Соответственно, выделяются тривида культуры, которые тесно взаимосвязаны:
культура общества– вся совокупность фактов культуры, на исключительное владение или использование которой не имеет права претендовать ни частное лицо, ни какой-либо отдельный коллектив;
культура коллектива(семьи, фирмы, организации и т.п.) представляет собой опыт деятельности этого коллектива, зафиксированный в знаках и материальных объектах, и является прямым источником деятельности данного коллектива;
культура личностисостоит из знаний фактов культуры, навыков работы по своей профессии, умения пользоваться культурой и личного опыта. Культура личности служит как источником личных достижений, так и источником создания культуры коллектива и культуры общества.
Основные функции культуры:
1) адаптивная, обеспечивающая при человека к окружающей среде;
2)коммуникативная, формирующая условия и средства человеческого общения;
3) интегративная– скрепление с культуры любой социальной общности;
4) социализационная– включение индивидов в общественную жизнь.
Важнейшими характеристиками культуры являются:
знаковость всех составляющих ее элементов;
диалоговость процесса и нацеленность на диалог ее продуктов (фактов культуры);
существование множества культур и видов культур, которые вступают в диалог;
непрерывность культуры как процесса;
разветвленные критерии оценки фактов культуры и механизмы охраны этих фактов.
Таким образом, культура – «это выражение человеческих отношений в предметах, поступках, словах, которым люди придают значение, смысл, ценность. Суть феноменов культуры состоит в том, что они имеют значение для людей; а то, что они имеют значение, постепенно обращается в знак» (А.А. Брудный).
Страной с высокоразвитой древней культурой, сыгравшей огромную роль в становлении и развитии мировой культуры, является античная Греция, где возникновение рабовладельческого общества, а одновременно философии, относится к VII—VI вв. до н. э. и связано с распадом первобытного патриархально-родового уклада жизни, которому соответствовало мифологическое мышление.
Мифология — это форма общественного сознания понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Наиболее характерная черта религиозных представлений древних греков до рабовладельческого общества (VII—VI вв. до н. э.) заключается в отражении родовых связей в форме мифа, тотемизма и культа предков. Мифологический образ человеческого мышления объективно был отражением реальной родовой общественно-экономической практики. Памятниками древнегреческой мифологии считаются «Илиада» и «Одиссея» Гомера, сочинения Гесиода«Теогония» и «Труды и дни», отражавшие образ мышления человека родового общества.
В основе мифологической культуры Древней Греции лежит материально-чувственный или одушевленно-разумный космологизм. Космос понимается здесь как абсолют, божество, но античные боги — это не что иное, как те идеи, которые воплощаются в Космосе, то есть законы природы, управляющие им. Космос выступает как абсолют (нет того, что его создало) и как произведение искусства. Представление греков о мире сводится к представлению о нём как о театральной сцене, где люди — актёры, а всё вместе (мир и люди) — порождение Космоса.
Мифология древних греков рассматривается как архетипическая основа их культуры
Ея, Людмила, уже в 70-е годы разыскала этого следователя. Людмила Федоровна рассказала корреспонденту "Сегодня", что следователь ей признался: "Я не мог иначе. Сверху надавили: или Берест сядет, или ты лишишься работы". Героя войны, участника штурма рейхстага увез на лесоповал холодный столыпинский вагон. Он не стал просить о помиловании. Писал жене: "Проси от себя. Мне нельзя: я себя виновным не признаю". И еще: "Пусть будет, как богом помечено. Какая судьба человека, такую не миновать. Значит, мне помечено просидеть в этом аду и побывать в этом преступном мире. Но я останусь человеком, и слезы моих детей и жены никогда не прощу. Я ни перед кем на коленях не стоял и никогда не стану. Чем тяжелее для меня обстановка, тем я спокойней". Домой Берест вернулся через 2 года 7 месяцев.
ПОСЛЕДНИЙ ПОДВИГ БЕРЕСТА Бывший фронтовик и зэк, Алексей Берест новую жизнь решил начать в Ростове, куда и переехал с семьей - женой и двумя детьми. Пошел в простые рабочие: в то время только рабочим не надо было иметь чистый паспорт. Работал на комбайновом гиганте "Ростсельмаш", в самом тяжелом цехе - сталелитейном. Вскоре стал бригадиром. Но любви властей так и не заслужил. До самой смерти имя Алексея Береста находилось под негласным запретом. Лишь позже, в киноэпопее "Освобождение", Берест впервые появился на киноэкране. Его роль сыграл актер Эдуард Изотов - человек, удивительно похожий на молодого лейтенанта, штурмовавшего рейхстаг. 3 сентября 1970 года Алексей Прокофьевич проснулся утром - веселый, бодрый, полный сил. Тщательно побрился и даже сходил в парикмахерскую. Будто чувствовал. В конце дня Берест зашел в детсад за пятилетним внуком и повел его домой. Впереди торопилась куда-то женщина, ведя за руку маленькую девочку. Неожиданно при переходе через железнодорожные пути девочка вырвала руку и выбежала вперед. В это время вылетел пассажирский поезд. Ребенок оцепенел от ужаса. И тогда Берест, отпустив внука, бросился на пути. Он вытолкнул малышку из-под колес состава, но сам отскочить не успел. Несколько долгих ночных часов боролся Берест со смертью. Когда-то она стреляла ему в спину в рейхстаге, сжигала тифом, гноила в ГУЛАГе - и он всегда выходил победителем. На этот раз последнее слово осталось за ней. Алексей Прокофьевич Берест ушел из жизни в 49 лет. Незадолго до смерти он получил квартиру, но так в ней и не успел толком пожить. Перед гибелью сшил первый костюм - но ни разу не надел. Не осталось ни одной фотографии похорон: все пленки странным образом засветились. Много раз и однополчане, и разные организации обращались в Москву с присвоить фронтовику заслуженное звание Героя. Не присвоили...
(Эту статью я подписал псевдонимом Аркадий Южный, она вышла в газете "Сегодня" в 2000-м году)
«Культура» – очень емкое понятие. В самом общем смысле оно включает и все достижения человеческого общества в различных областях жизни, и высокий уровень развития какой-либо отдельной отрасли деятельности, и просвещенность, образованность, начитанность, и наличие условий жизни, соответствующих потребностям просвещенного человека, даже разведение, культивирование какого-либо растения.
Другими словами, культура неотделима от процесса выбора чего-то наиболее удачного в какой-либо области, ухода за ним, доведения до высокого уровня качества в стремлении к совершенству. Этот процесс предполагает осознанность и целенаправленность всех соответствующих действий, выработку и хранение приемов и правил эффективной деятельности.
Культура– деятельность, служащая обеспечению устойчиво-продуктивной жизни общества за счет отбора, систематизации, хранения, изучения и организации использования и прецедентов деятельности (Ю.В. Рождественский. Словарь терминов).
Культура имеет три формы: физическую, материальную и духовную. Всякий факт культуры соединяет в себе их все.
Физическая культура– подготовка человека к любому виду деятельности, состоящая в развитии двигательно-координационных задатков умственной деятельности, этических и эстетических представлений, а также к самонаблюдению, самосохранению, продолжению рода.
Материальная культура– система материальных объектов, формирующих искусственную (техническую) среду обитания человека, отобранных на вечное хранение и призванных служить людям в качестве образцов технического творчества.
Духовная культура– собрание фактов духовной общественной жизни, характеризующих моральное, эмоциональное, умственное развитие человечества, развитие стилей и стилевых запросов людей, их систематизация и распространение через все виды образования и просвещения, произведения искусств, ремесел, литературных памятников и т.д. Содержанием духовной культуры являются мораль и нравственность, образцы учености и мудрости, достижения научных и технических, социологических и экономических теорий, произведения художественного творчества.
Таким образом, даже физическая культура, не говоря о материальной и духовной ее формах, предполагает духовное и интеллектуальное начало, самоанализ и самосовершенствование.
Культура задает планку, создает в каждой области некий идеал. Этот идеал свойствен культуре на каждом этапе ее развития. Он меняется в зависимости от вкусов данного исторического времени, национальных особенностей культуры, иногда вместе сосуществуют разные идеалы нескольких одновременно живущих поколений. Культура, таким образом, всегда выходит за рамки достояния одного человека. Главной формой культуры является духовная, и поэтому культура всегда принадлежит человеку или множеству людей. Соответственно, выделяются тривида культуры, которые тесно взаимосвязаны:
культура общества– вся совокупность фактов культуры, на исключительное владение или использование которой не имеет права претендовать ни частное лицо, ни какой-либо отдельный коллектив;
культура коллектива(семьи, фирмы, организации и т.п.) представляет собой опыт деятельности этого коллектива, зафиксированный в знаках и материальных объектах, и является прямым источником деятельности данного коллектива;
культура личностисостоит из знаний фактов культуры, навыков работы по своей профессии, умения пользоваться культурой и личного опыта. Культура личности служит как источником личных достижений, так и источником создания культуры коллектива и культуры общества.
Основные функции культуры:
1) адаптивная, обеспечивающая при человека к окружающей среде;
2)коммуникативная, формирующая условия и средства человеческого общения;
3) интегративная– скрепление с культуры любой социальной общности;
4) социализационная– включение индивидов в общественную жизнь.
Важнейшими характеристиками культуры являются:
знаковость всех составляющих ее элементов;
диалоговость процесса и нацеленность на диалог ее продуктов (фактов культуры);
существование множества культур и видов культур, которые вступают в диалог;
непрерывность культуры как процесса;
разветвленные критерии оценки фактов культуры и механизмы охраны этих фактов.
Таким образом, культура – «это выражение человеческих отношений в предметах, поступках, словах, которым люди придают значение, смысл, ценность. Суть феноменов культуры состоит в том, что они имеют значение для людей; а то, что они имеют значение, постепенно обращается в знак» (А.А. Брудный).