Заключительным этапом средневеко-вой истории Индии стало возвышение на ее севере в начале XVI в. новой мощной мусульманской Могольской империи, которая в XVII в. сумела подчинить себе значительную часть Южной Ин-дии. Основателем державы был тимурид Бабур (1483-1530). Власть моголов в Индии укрепилась в годы полувекового правления Акбара (1452-1605), перенесшего столицу в город Агру на реке Джамне, завоевавшего Гуджарат и Бенгалию, а вместе с ними и выход к морю. Правда, моголам пришлось примириться с владычеством здесь португальцев.
В могольскую эпоху Индия вступает в стадию развитых феодальных отношений, расцвет ко-торых шел параллельно усилению центральной власти государства. Повысилось значение главно-го финансового ведомства империи (дивана), обязанного следить за использованием всех пригод-ных земель. Долей государства была объявлена треть урожая. В центральных областях страны при Акбаре крестьяне были переведены на денежный налог, что заставляло их заранее включаться в рыночные отношения. В государственный земельный фонд (халиса) поступали все завоеванные территории. Из него раздавались джагиры – условные военные продолжавшие счи-таться государственной собственностью. Джагирдары обычно владели несколькими десятками тысяч гектар земли и обязаны были содержать на эти доходы воинские отряды – костяк имперской армии. Попытка Акбара ликвидировать в 1574 г. джагирную систему окончилась неудачей. Также в государстве существовала частная земельная собственность феодалов-заминдаров из числа покоренных князей, плативших дань, и небольшие частные владения суфийских шейхов и му-сульманских богословов, передававшиеся по наследству, и свободные от налогов – суюргал или мульк.
Необходимым условием модернизации страны было преобразование сельского хозяйства. Эта задача в какой-то степени начала решаться в годы новой экономической политики и дала определенные результаты. Именно в двадцатые годы крестьянство было признано равноправным партнером рабочего класса. Оно впервые стало рассматриваться как субъект, а не как объект революции. Во многом на это признание повлияла стабилизация обстановки в странах Европы, закончившаяся там революционная ситуация. Большевики обратили взоры на страны Востока (Китай, Индия), где пролетариат составлял незначительную часть населения. В России также крестьянство составляло более 80% населения страны. Это обстоятельство сделало закономерным поворот правительства «лицом к деревне», содействовало кооперативному движению, которое, по мнению В.И. Ленина и A.B. Чаянова, идеально отвечало принципу материальной заинтересованности крестьянства
ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. К югу от Китая и к востоку от Индии находится полуостровной и островной регион Юго-Восточной Азии, включающий (Бирму), Индокитай На этой территории в первые века новой эры выросла самобытная цивилизация, породившая большие города, гигантские храмы, сложные ирригационные системы, а также обширные мощные государства. Самое известное из них – держава, созданная кхмерами на землях Камбоджи со столицей в самом сердце джунглей, в районе Ангкора.
Цивилизации центральной и Южной АмерикиДревние народы развивались почти в полной изоляции от остального мира и, в частности, по этой причине сделали сравнительно мало технических открытий. Однако они создали цивилизации с огромными городами и добились выдающихся успехов в искусстве и науках.
Первые американцы, по-видимому, прибыли на континент из Азии 20-40 тыс. лет назад. Несмотря на все старания археологов, более точно датировать это событие невозможно. Примерно 40 тыс. лет назад человек расселился на всех остальных обитаемых землях планеты, поэтому вполне вероятно, что тогда же он перебрался и через перешеек, еще соединявший в ту пору Сибирь и Аляску.
В могольскую эпоху Индия вступает в стадию развитых феодальных отношений, расцвет ко-торых шел параллельно усилению центральной власти государства. Повысилось значение главно-го финансового ведомства империи (дивана), обязанного следить за использованием всех пригод-ных земель. Долей государства была объявлена треть урожая. В центральных областях страны при Акбаре крестьяне были переведены на денежный налог, что заставляло их заранее включаться в рыночные отношения. В государственный земельный фонд (халиса) поступали все завоеванные территории. Из него раздавались джагиры – условные военные продолжавшие счи-таться государственной собственностью. Джагирдары обычно владели несколькими десятками тысяч гектар земли и обязаны были содержать на эти доходы воинские отряды – костяк имперской армии. Попытка Акбара ликвидировать в 1574 г. джагирную систему окончилась неудачей. Также в государстве существовала частная земельная собственность феодалов-заминдаров из числа покоренных князей, плативших дань, и небольшие частные владения суфийских шейхов и му-сульманских богословов, передававшиеся по наследству, и свободные от налогов – суюргал или мульк.
Высокого расцвета достигло в этот период ремесло, особенно производство тканей, ценив-шихся на всем Востоке, а в районе южных морей индийский текстиль выступал своего рода все-общим эквивалентом торговли. Начинается процесс сращивания высшей купеческой прослойки с господствующим классом. Денежные люди могли становиться джагирдарами, а последние – вла-дельцами караван-сараев и торговых кораблей. Складываются купеческие касты, играющие роль компаний. Сурат, главный порт страны в XVI в., становится местом, где зарождается прослойка купцов-компрадоров (т.е. связанных с иностранцами).
В XVII в. значение экономического центра переходит к Бенгалии. Здесь развивается в Дакке и Патне производство тонких тканей, селитры и табака. Судостроение продолжает расцветать в Гуджарате. На юге возникает новый крупный текстильный центр Мадрас. Таким образом, в Индии XVI-XVII вв. уже наблюдается зарождение капиталистических отношений, но социально-экономический строй Могольской империи, основанный на государственном владении землей, не быстрому их росту.
В могольскую эпоху активизируются религиозные споры, на базе которых рождаются широ-кие народные движения, крупные повороты претерпевает религиозная политика государства. Так, в XV в. в Гуджарате в среде мусульманских городов торгово-ремесленных кругов зародилось махдистское движение. В XVI в. фанатическая приверженность правителя ортодоксальному сун-нитскому исламу обернулось бесправием для индусов и преследованием мусульман-шиитов. В XVII в. притеснение шиитов, разрушение всех индусских храмов и использование их камней для строительства мечетей Аурангзебом (1618-1707) вызвало народное восстание, антимогольское движение.
* * *
Итак, средневековая Индия олицетворяет собой синтез самых разнообразных социально-политических устоев, религиозных традиций. этнических культур. Переплавив внутри себя все это множество начал, она к исходу эпохи предстала перед изумленными европейцами страной сказоч-ного великолепия, манившей к себе богатством, экзотикой, тайнами. Внутри нее, однако, начина-лись процессы, сходные с европейскими, присущими Новому времени. Формировался внутренний рынок, развивались международные связи, углублялись общественные противоречия. Но для Ин-дии, типичной азиатской державы, сильным сдерживающим началом капитализации было деспо-тическое государство. С его ослаблением страна становится легкой добычей европейских колони-заторов, деятельность которых прервала на долгие годы естественный ход исторического развития страны