Мир монахов на протяжении столетий вдохновлял и формировал цивилизацию европейского Средневековья. Что же известно нашим современникам о повседневной жизни монашества, о том, как они молились, как готовились к смерти, что читали, чем питались, как спали? Лео Мулен - признанный специалист в области истории и социологии религии. Он изучил множество самых различных источников: хроник и сборников обычаев, посланий основателей орденов и житий святых, а также научных трудов, посвященных этой проблематике. Автор убедительно и живо показывает, как, уповая на Промысел Божий, жили в эпоху Средневековья эти люди огня, железа и веры.
История вообще никому не ведома, кроме специалистов, да и то при условии, что они осваивать область своих исследований. Еще менее нам известно об истории Церкви. Что же касается истории монашества, то, за исключением григорианского пения и архитектуры, а также нескольких не особенно древних шуточных и фольклорных сюжетов, это — настоящая «терра инкогнита» на материке истории Средневековья.
ДОЛГИЙ ДЕНЬ МОНАХА
Распорядок
Колокол отметил полночь. В звучащих молитвами сумерках люди спешат к хорам, бесшумно ступая по полу. Начинается долгий день монаха. Час за часом, он будет протекать в ритме утрени и заутренних служб, первого, третьего, шестого и девятого канонических часов, вечерни и повечерия.
Невозможно установить точно, как монах использовал время. Прежде всего, потому, что сведения о Средневековье в этом плане весьма приблизительны, а сама эпоха, по сравнению с нашей, была менее чувствительна к ходу времени и не придавала ему большого значения. Затем, потому что распорядок дня был различным в разных монашеских орденах и конгрегациях, как во времени, так и в пространстве. И, наконец, потому что в одном и том же монастыре время суток варьировалось в зависимости от времени года и церковного круга богослужения. Можно привести много разных примеров, но мы ограничимся тем, что, следуя книге отца Кузена, рассмотрим распорядок, типичный для клюнийского ордена в период равноденствия, то есть на первую половину апреля — начало пасхального времени, а также распорядок дня на вторую половину сентября.
Примерно половина первого ночи (в среднем) - Всенощная (с утреней).
Около 2.30 - Снова ложатся спать.
Около 4 ч. - Утреня и службы после заутрени.
Около 4.30 - Снова ложатся спать.
Около 5.45 до 6 часов - Окончательный подъем (с восходом солнца), туалет.
Около 6 ч. - Индивидуальная молитва (с 23 сентября по 1 ноября).
Около 6.30 - Первый канонический час.
Капитул (собрание монастыря):
1) богослужебная часть: молитвы, вторая часть первого часа, чтение главы из устава или Евангелия на сегодняшний день с комментариями аббата, или, в отсутствие последнего, приора;
2) административная часть: отчет должностных лиц монастыря, сообщение аббата о текущих делах;
3) дисциплинарная часть: обвинение монахов, нарушивших дисциплину один раз за неделю: они каются сами, и их обвиняют их братья — это обвинительный капитул.
Около 7.30 - Утренняя месса, на которой монастырская братия присутствует в полном составе.
С 8.15 до 9 ч. - Индивидуальные молитвы — это обычное время от праздника Всех Святых до Пасхи и от Пасхи до 13 сентября.
С 9 ч. до 10.30 - Третий час, за которым следует монастырская месса.
С 10.45 до 11.30 - Работа.
Около 11.30 - Шестой час.
Около 12.00 - Трапеза.
С 12.45 до 13.45 - Полуденный отдых.
С 14 ч. до 14.30 - Девятый час.
С 14.30 до 16.15 - Летом работа в саду, зимой, а также в плохую погоду — в помещениях монастыря, в частности, в скриптории.
С 16.30 до 17.15 - Вечерня.
С 17.30 до 17.50 - Легкий ужин, за исключением постных дней.
Около 18 ч. - Повечерие.
Около 18.45 - Отходят ко сну.
После повечерия зимой один монах должен был совершать обход помещений с горящим фонарем в руках, чтобы его узнавали. Ему предстояло последовательно проверить все постройки, приемную, хоры, кладовую, трапезную, лазарет и закрыть входные ворота во избежание поджога и проникновения воров, а также чтобы никуда не выходили братья
Переделай как тебе надо будет для сочинения
Христианство – вера в Бога третьей части населения земного шара, в основе которой лежит учение о единстве Святой Троицы, Искуплении и Иисусе Христе мира. Христианское богослужение построено на Священном Писании и Священном Предании.
Ислам – религия значительной чати населения Земли, в основном, жителей Востока, буквально означающая «покорность Богу». Основатель религии – пророк Мухаммед. Главные принципы содержатся в Коране. Основные догматы этой религии– поклонение Аллаху и пророку Мухаммеду.
Краткое сравнение ислама и христианства
Вера в единого Бога. И христиане, и мусульмане верят в единого Бога. Но в христианстве Бог есть Всесовершенный и Неограниченный, природа Его нетварна. В исламе к Аллаху не применимо понятие духовности, которое всего лишь является атрибутом тварной человеческой души, а сам Бог в понимании мусульман, наделен тварными качествами. Конечно же, эти два Бога совершенно различны и нет никаких оснований их отождествлять.
Столпы веры. Христианское верование изложено в Символе Веры. Вера в ислам имеет пять столпов – объявление ее, ежедневная пятиразовая молитва нуждающимся в виде пожертвования, ежегодный пост и паломничество в Мекку.
Внутренняя природа Бога в христианстве утверждена учением о Святой Троице. Три ипостаси Бога неразделимы. В исламе внутренняя, духовная, природа Аллаха остается нераскрытой.
Священники. В христианстве для совершение Таинств, служб и треб есть священники. В исламе их нет. Молитва (намаз) может быть совершена индивидуально любым верующим или коллективно под руковдством того, кто больше всех знает Коран.
Пост. Христиане имеют четыре длительных поста на протяжении года, а также постятся каждую среду и пятницу. Мусульмане в месяц Рамадан от рассвета до заката воздерживаются от пищи и от выполнения супружеских обязанностей.
Благотворительность. И христиане, и мусульмане жертвуют в пользу бедных. Но если в христианстве это занятие добровольное, то в исламе такая деятельность вознесена в ранг столпа веры. Жертвенностью во имя бедных освящается имущество мусульманина и его сердце.
Молитвенный дом христианина называется храмом, мусульманина – мечетью.
Божьи создания. В христианстве это ангелы и люди. Человеку дана Богом свободная воля. Мужчина и женщина перед Богом равны. Муж и жена в браке становятся одной плотью и живут в мире и согласии. В исламе Аллах создал еще и джиннов – существ, похожих на людей и могущих принимать любое обличие. Своей воли человек не имеет. Мужчины в духовном отношении имеют преимущество перед женщинами и могут иметь до четырех жен. Коран позволяет бить жену, если она провинилась.
Природа человека. Создан человек по образу Бога и Его подобию, — утверждают христиане. Адам и Ева до грехопадения задумывались бессмертными и нетленными. Грехопадение прародителей повлияло на всю историю человечества. Мусульмане считают, что у человека свой образ, отличный от Аллаха. Прародители были смертными, мир после их грехопадения не исказился.
Понятие Святого Духа. В христианстве Святой Дух в Троице неразделимый является одним из ипостасей Бога. В исламе ангел Джибрил назван Святым духом.
Священные книги. Христиане основывают свое учение на Священном Писании и Священном Предании. Учение ислама основывается на Коране и священном предании Сунна (описание жизни пророка Мухаммеда).
Иисус Христос и святые. Для Христиан Он Бог-Сын, который пришел на землю человеческий род. В исламе его считают одним из пророков. Также пророчицей считают мусульмане Пресвятую Богородицу. Заступничество святых, так почитаемо в христианстве, Кораном отвергается. Орудием победы над сатаной христиане считают крест, мусульмане – черный камень в Мекке. Иконы почитаются христианами и хулятся мусульманами.
разница между христианством и исламом заключается в следующем:
У христиан Бог един в трех Лицах Святой Троицы. У мусульман природа Бога не раскрыта.
Христиане ждут Царства Небесного. Мусульмане – рая на земле.
Иисус Христос у христиан – Сын Бога, у мусульман Он только пророк. Его Матерь почитается христианами как Богородица, у мусульман – как пророчица. Ислам следует учению пророка Мухаммеда.
Священная книга христиан Библия, мусульман – Коран. Мусульмане частично принимают Библию, христиане Коран отвергают.
Великая беда терзала афинян: раз в десять лет они должны были отсылать на остров Крит, к царю Миносу, четырнадцать прекрасных девушек и полных сил юношей. И для чего? Он отдавал их на съедение быкоголовому чудовищу Минотавру, жившему в страшном Лабиринте - сооружении с таким множеством ходов и переходов, что каждый, кто вступал в него, уже не находил выхода и погибал.
Но вот нашелся герой Тезей, который решил положить конец позорной дани. Получив в дар от дочери критского царя Миноса Ариадны, полюбившей его, чудесную нить, Тезей укрепил ее у входа в Лабиринт, затем проник в него, убил страшилище и, держась за нить, выбрался обратно.