опыт индии в области демографической политики является ценным для развивающихся стран, переживающих резкий рост численности населения. анализ демографической политики индии, проводимой с середины хх века, свидетельствует о том, что получение значительных и устойчивых результатов в данной области требует комплексного подхода к проблеме. главным залогом успеха при проведении демографической политики является изменение демографических установок населения, наряду с увеличением доступности медицинской и средств контрацепции. в то время как односторонний клинический подход, принудительные меры приводят лишь к результатам (если, конечно, они не проводятся на протяжении длительного времени и в тотальных масштабах, как то имело место в китае). важным аспектом является вовлечение женского населения в производственную деятельность, их эмансипация. положительную роль могут сыграть также поощрительные меры, вводящие вознаграждение за рождение меньшего количества детей. хотя вознаграждения, во-первых, могут быть доступны не в каждой стране, а во-вторых, едва ли дадут заметный результат в качестве первоочередной и тем более единственной меры. при этом хотелось бы отметить, что более подробный анализ регионального уровня демографической политики свидетельствует о том, что ключевыми в разрешении демографических проблем в каждом штате становились разные факторы. такими факторами оказывались: благоприятная социально- ситуация в регионе, достижения в области прав женщин, в сфере образования, в сфере здравоохранения, а также сложившиеся культура и традиции. следовательно, можно сделать вывод о том, что в решении демографических проблем не существует универсального, подходящего для всех обществ рецепта. конечно, сочетание достижений в различных сферах усиливает эффект проводимой политики, однако правительству, главным образом, стоит обращать внимание на те из них, которые в наибольшей степени подходят конкретному обществу и могут быть реализованы с наименьшими затратами, при поддержке населения. самый важный вывод заключается в том, что демографическая политика работает. она способна приводить к результатам во многих сферах жизнедеятельности общества и государства. однако все зависит от способов ее реализации.
так?
Для традиционных .восточных обществ характерна всеобъемлющая государственно-религиозная регламентация жизни человека. Традиционные религии стран Востока - индуизм (или ведическая религия), буддизм, конфуцианство (Китай, Корея), синтоизм (Япония) - проповедовали прежде всего самосовершенствование человеческого духа. Пафос революционного, преобразующего действия не характерен для этих учений (в отличие от христианства).
Особенностью большинства стран Азии и Африки являлось также сохранение общинного хозяйства. Все должности и обязанности, выполняемые общинниками, передавались из поколения в поколение, по наследству. В наиболее чистом виде - в Индии и Японии, а в менее проявленных формах - ив других странах существовало деление людей на касты, (особая система жесткого социального расслоения общества, его религиозной, социальной и профессиональной упорядоченности). Сословная принадлежность нередко не соответствовала имущественному положению людей.
На Востоке в отличие от стран Европы сохранялся контроль феодала над городом. Земледелие в целом было намного производительнее европейского.
К началу нового времени большая часть Индии, население которой тогда составляло свыше 100 млн человек, входила в состав Могольской державы, включавшей в себя также территорию Афганистана. Около трёх четвертей населения Индии составляли последователи индуизма. Арабское и последующие мусульманские завоевания принесли в Индию ислам. Ислам был государственной религией империи Великих Моголов, мусульманская община имела значительное экономическое и культурное влияние.
В начале -XVIII в. феодальная система переживает кризис. Армия Великих Моголов утратила свою былую мощь, власть делийских императоров становилась номинальной. Страна фактически вернулась к политической раздробленности, что было выгодно европейским колонизаторам.
Проникновение англичан в Индию было вначале чисто торговым. В 1600 г. была учреждена Ост-Индская компания, добившаяся от индийских властителей разнообразных торговых льгот. В 1690 г. англичане построили на земле, предоставленной им Моголами, укрепленный город Калькутту. В 1757 г. англичане захватили Бенгалию, положив начало систематическому завоеванию всей -страны войсками Ост-Индской компании, продолжавшемуся до середины XIX в. Англичане содержали огромные армии сипаев - туземных наемных солдат, так что в значительной мере Индия была завоевана руками самих индийцев.
Ост-Индская компания постепенно переходила под контроль государства, превращаясь в административный аппарат по управлению Индией. В XIX в. две трети территории Индии управлялось английскими губернаторами во главе с генерал-губернатором. Остальная территория оставалась в руках индийских князей, лишенных какой бы то ни было самостоятельности.
В 1857-1859 гг. в Индии произошло антиколониальное восстание, начавшееся как, мятеж синайских полков. Формальной целью восставших было восстановление империи Великих Моголов. К выступлению примкнули многие феодалы - представители знати. После подавления восстания 1857-1859 гг. Ост-Индская компания была упразднена, контроль над Индией перешел к британской короне.
Китай, завоеванный маньчжурами в XVII в., представлял собой абсолютную монархию восточного типа, закрытую как для внешней торговли, так и для сношений с другими странами. Политика изоляционизма, проводившаяся маньчжурской династией Цин, была вызвана опасениями за целостность и суверенитет страны.
"Отмычкой", открывшей Китай, стала для европейцев и американцев торговля опиумом. Англичане развернули контрабандный ввоз в Китай опиума из Индии. Среди китайцев распространилась наркомания. Когда цинское правительство попыталось запретить ввоз опиума, англичане прибегли к силе оружия. В двух опиумных войнах (1840-1842, 1856-1860) отсталая китайская армия была разбита. По пекинским соглашениям 1860 г. Китай в экономическом плане превращался в, полуколонию.
В 1850-1864 гг. в стране происходило антифеодальное восстание тайпинов, подавленное властями при интервентов.
В Японии в конце XVI - начале XVII в. начался процесс преодоления политической раздробленности и создания централизованного государства, завершившийся установлением режима наследственной военной диктатуры сёгунов ("полководцев-правителей") из рода Токугава. Императору были оставлены преимущественно религиозно-культовые функции. Центральной фигурой в государстве стал воин-самурай, представитель благородного сословия, всегда готовый умереть за своего .