Ровно 350 лет назад завершился Большой Московский собор, который наложил анафемы на старые церковные обряды, осудил противников церковной реформы, проводимой царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном. С этого момента приверженцы старой, а точнее, дореформенной православной веры на несколько столетий оказались вне закона. О том, как в современной России живут старообрядцы, какие у них отношения со светской властью и Русской православной церковью, корреспонденту “Ъ” Павлу Коробову рассказал предстоятель Русской православной старообрядческой церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий.
Купцы со всей Европы несколько раз в год съезжались в определённые города на ярмарки. Сеньор той области, где устраивались ярмарки, давал клятвенное обещание, что обеспечит безопасность купцов и сохранность их товаров. За это купцы платили ему пошлины. Особенно известными были ярмарки во французском графстве Шампань. Здесь можно было приобрести индийский перец и скандинавскую сельдь, английскую шерсть и русский лён, шампанское вино и арабские клинки.
Денежные расчёты на ярмарках были очень сложны. Почти каждое крупное феодальное владение или большой город имели свою монету. Поэтому возле ярмарок жили менялы, которые за плату производили купцам обмен различной монеты. Самые богатые менялы имели в больших городах своих представителей. К ним обращались чужеземцы, боявшиеся везти с собой мешки с монетой (бумажных денег тогда ещё не было). Поэтому менялы не только обменивали деньги, но и ссужали ими приехавших издалека купцов и даже феодалов под высокие проценты. Такие менялы получили название ростовщиков. У многих ростовщиков-паразитов находились в долгу тысячи людей.