На территории Московского Кремля у подножия колокольни «Иван Великий» располагается знаменитый Царь-колокол. Отлит он в 1733 - 1735 годах литейщиком Иваном Моториным и сыном его Михаилом. На колоколе сохранилась надпись: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным.»
Русские мастера искусно украсили поверхность колокола поясками с рельефным барочным растительным орнаментом, изображениями царя Алексея Михайловича, императрицы Анны Иоанновны, ангелов и святых, сделали надписи с изложением истории отливки сего уникального колокола-великана. У создания этого чуда была своя предыстория. Императрица Анна Иоанновна в 1730 году дала указание о переплавки разбитого в результате пожара 1701 года колокола Григорьева с тем, чтобы в него добавили его металла и довели его вес до 10 тысяч пудов. Отыскать в Париже подходящего мастера для этого дела поручили сыну знаменитого фельдмаршала Миниха. Тот предложил справиться с колоколом механику королевского двора Жерменю, который решил, что это шутка, ибо даже не представлял возможности отлить колокол таких размеров. Тогда за выполнение этого задания взялся Иван Фёдорович Моторин, обессмертив этим своё имя. Когда работы по отливке были завершены, колокол продолжал оставаться в яме, в которой его отливали. Он был расположен на железной решётке, которая была водружена на дубовых сваях двенадцати штук, которые были вбиты в землю. Сверху яму покрыли деревянным перекрытием. 20 мая 1737 году в Москве произошёл страшный пожар, названный Троицким. Он охватил и многие кремлёвские постройки. Деревянный настил ямы, где томился Царь-колокол, начал гореть и горящие брёвна стали падать внутрь, на колокол. Сбежавшийся на пожар народ начал заливать раскалённый колокол водой. От неравномерного охлаждения последний дал 11 трещин. От него откололся кусок весом 11,5 тонны. После пожара колокол около ста лет находился в яме, где его отливали заново. Неоднократно пытались извлечь колокол из ямы, и в 1792 году, и в 1819-ом, но все эти попытки заканчивались неудачей. Все решили, что абсолютно невозможно его поднять. Яму расчистили, уложили доски и поставили перила, провели лестницу, чтобы желающие могли посмотреть на колокол. Только к 1836 году петербургским архитектором А.А. Монферраном, чьё имя связано со строительством в Петербурге Исаакиевского собора и других грандиозных сооружений, был специально разработан и реализован план, по которому колокол был поднят и установлен на специально выполненный для него восьмигранный постамент из песчаника. Сначала вынули землю вокруг колокола и обосновали там сруб, чтобы не было обвала. Следующим шагом выкачали насосами воду. Только после этого смогли полностью осмотреть колокол и строить планы по его извлечению. В течение шести недель осуществлялась постройка лесов и других подсобных при Монферрану пришлось изобрести подъёмное устройство. Первая попытка по подъёму гиганта оказалась неудачной: несколько канатов оборвалось. Изобретатель усовершенствовал механизм и на этот раз колокол из ямы был извлечён.
1. Монастыри являлись культурными центрами (переписка книг, ведение исторических хроник) . 2. Монастыри являлись центрами культивирования завезенных из Византии технологий и искусств (иконопись, рисование миниатюр, изготовление ювелирных изделий) . 3. Монастыри являлись центрами распространения византийской медицины, там лечили по заветам Галена и Эразистрата (в отличие от бытовавшей на Руси знахарской медицины) . 4. Монастыри являлись важными оборонными пунктами в случае нападения врагов (в качестве крепостей; монахи проходили воинскую подготовку, в стенах монастырей пряталось от врагов население) . 5. Монастыри являлись элементом структуры феодального общества (им принадлежали земли, обрабатываемые зависимыми крестьянами) . 6. Религиозные центры.
Неолит был высшей и последней стадией многотысячелетнего каменного века. Неолитическое время характеризуется прежде всего значительным улучшением техники изготовления каменных орудий труда. Самая главная черта новой техники состоит в окончательной отделке каменных орудий шлифования или полирования, а также в пилении и сверлении камня. Пользуясь этой техникой, человек неолитического времени мог с большим успехом, чем прежде, придавать камню желаемую форму. Орудия делались из разнообразных пород камня, в том числе более мягких, чем кремень, слоистых и мелкозернистых, но и кремень, а также такие твердые породы, как нефрит или жадеит, тоже обрабатывались новыми методами. Однако процесс полирования камня был очень трудоемким и сравнительно мало улучшал производительные качества орудий. Поэтому в большинстве своем орудия не подвергались полировке, и кремень по-прежнему преобладал в индустрии. Широко применялись старые обработки камня посредством оббивания, скалывания и отжима, при этом техника отжимной ретуши достигла предельного расцвета.
На территории Московского Кремля у подножия колокольни «Иван Великий» располагается знаменитый Царь-колокол. Отлит он в 1733 - 1735 годах литейщиком Иваном Моториным и сыном его Михаилом. На колоколе сохранилась надпись:
«Лил сей колокол российский мастер
Иван Федоров сын Моторин с сыном своим
Михаилом Моториным.»
Русские мастера искусно украсили поверхность колокола поясками с рельефным барочным растительным орнаментом, изображениями царя Алексея Михайловича, императрицы Анны Иоанновны, ангелов и святых, сделали надписи с изложением истории отливки сего уникального колокола-великана.
У создания этого чуда была своя предыстория. Императрица Анна Иоанновна в 1730 году дала указание о переплавки разбитого в результате пожара 1701 года колокола Григорьева с тем, чтобы в него добавили его металла и довели его вес до 10 тысяч пудов. Отыскать в Париже подходящего мастера для этого дела поручили сыну знаменитого фельдмаршала Миниха. Тот предложил справиться с колоколом механику королевского двора Жерменю, который решил, что это шутка, ибо даже не представлял возможности отлить колокол таких размеров. Тогда за выполнение этого задания взялся Иван Фёдорович Моторин, обессмертив этим своё имя.
Когда работы по отливке были завершены, колокол продолжал оставаться в яме, в которой его отливали. Он был расположен на железной решётке, которая была водружена на дубовых сваях двенадцати штук, которые были вбиты в землю. Сверху яму покрыли деревянным перекрытием.
20 мая 1737 году в Москве произошёл страшный пожар, названный Троицким. Он охватил и многие кремлёвские постройки. Деревянный настил ямы, где томился Царь-колокол, начал гореть и горящие брёвна стали падать внутрь, на колокол. Сбежавшийся на пожар народ начал заливать раскалённый колокол водой. От неравномерного охлаждения последний дал 11 трещин. От него откололся кусок весом 11,5 тонны.
После пожара колокол около ста лет находился в яме, где его отливали заново. Неоднократно пытались извлечь колокол из ямы, и в 1792 году, и в 1819-ом, но все эти попытки заканчивались неудачей. Все решили, что абсолютно невозможно его поднять.
Яму расчистили, уложили доски и поставили перила, провели лестницу, чтобы желающие могли посмотреть на колокол.
Только к 1836 году петербургским архитектором А.А. Монферраном, чьё имя связано со строительством в Петербурге Исаакиевского собора и других грандиозных сооружений, был специально разработан и реализован план, по которому колокол был поднят и установлен на специально выполненный для него восьмигранный постамент из песчаника. Сначала вынули землю вокруг колокола и обосновали там сруб, чтобы не было обвала. Следующим шагом выкачали насосами воду. Только после этого смогли полностью осмотреть колокол и строить планы по его извлечению. В течение шести недель осуществлялась постройка лесов и других подсобных при
Монферрану пришлось изобрести подъёмное устройство. Первая попытка по подъёму гиганта оказалась неудачной: несколько канатов оборвалось. Изобретатель усовершенствовал механизм и на этот раз колокол из ямы был извлечён.