Восточном Казахстане известны раннепалеолитические находки из местонахождения Козыбай[1]. В западных предгорьях Нарымского хребта, на восточном побережье Бухтарминского водохранилища обнаружено два палеолитических местонахождения — Курчум-1 и Курчум-2. Охристые глинистые отложения, где были обнаружены артефакты, соответствуют усть-убинской свите, верхняя граница которой датируется возрастом ок. 1,8 млн л. н. Подстилающие их красноцветные глины могут относиться к павлодарской или вторушкинской свите плиоцена[2].
Индустрия стоянки Шахбагата (протолеваллуа-ашель) на территории Форт-Шевченко (Мангышлак) имеет сходство с орудиями олдувайской культуры, индустрия стоянки Шахбагата (леваллуа-ашель I) соответствует среднему ашелю[3].
Орудия труда архантропов в горах Каратау (Кызылтау, Кошкорган, Шоктас), в Мугоджарах, Мангышлаке и современном Северном Прибалхашье датируются возрастом 1 млн — 800 тыс. лет назад. Артефакты: рубило, чоппер, чоппинг. Сырьё для создания орудий труда: речная галька, кремень. Технол
Объяснение:
норм?
Основные тенденции в развитии торговли Казахстана в конце XIX- начале XX веков
Торговля считалась одним из самых уважаемых и добродетельных занятий, налаживавших связи между людьми и странами. Купцы были объединены в сообщества типа корпораций, связаны между собой клятвами, взаимными гарантийными обязательствами. Любое нарушение этих неписаных законов, в том числе продажа некачественного товара, становилось последней акцией незадачливого торговца.
С появлением промышленного производства и жесткой конкуренции принципы торговли стали иными. Вопросам торговли рассматриваемого периода не уделялось должного внимания, в то же время анализ экономических проблем позволяет, учитывая предыдущий опыт, осмыслить некоторые аспекты современности.
Особенностью периода стало быстрое увеличение численности городского населения, важным элементом инфраструктуры можно назвать активизацию транспортных потоков, в частности начало железнодорожного строительства, набирало обороты переселенческое движение, усиленными темпами шла социальная дифференциация общества.
В торговой сфере на смену широкой ярмарочной торговле, начали превозноситься новые формы коммерции, такие как торговые фирмы с разветвленной сетью стационарных магазинов и складов, специализированные товарные биржи. С 20-х годов девятнадцатого столетия вошло в практику проведение промышленных выставок один раз в четыре года в разных городах империи.
Усиление товарного характера сельского хозяйства привело к быстрому росту хлебного рынка, из общего количества продаваемого хлеба примерно 60% потреблялось внутри страны, а 40% - вывозилось за границу. Соответственно формировался устойчивый спрос на машины, орудия сельскохозяйственного производства, ткани и обувь промышленного изготовления.
Во вторую половину XIX века значительно возросли объемы внешнеторгового оборота, товарный рынок Казахстана втягивался в мировой экономический процесс. Среди экспортируемых товаров были хлеб, мясо, кожи, шерсть. Основными статьями импорта стали машины, оборудование для сельского хозяйства.
Определённым тормозом для развития рыночных отношений стала неразвитость кредитной системы, отсутствие коммерческих банков. Государственный банк выдавал в основном ипотечные ссуды крупным землевладельцам под залог земли, то есть кредиты почти не были связаны со сферой бизнеса. Между тем, бурное развитие промышленности и железнодорожного строительства требовало крупных капиталов, превышающих возможности отдельных предпринимателей, поэтому в эти годы достаточно быстро развивалось акционерное дело.
Главным источником создания капитала для местного купечества являлись торгово-ростов-щические операции, ярмарочная торговля, транспортные услуги золотопромышленность. Доставка товаров требовала значительных средств, поэтому торговля находилась в руках крупных торговых фирм. Мелкие купцы были посредниками этих фирм. В большинстве случаев торговля шла по бартеру. Притрактовые поселения содержали постоялые дворы, сопровождали перевозку грузов, содержали мастерские по ремонту телег, саней, упряжи. В таких селах население имело постоянный доход за счет содержания трактиров, торговых лавок, местные жители занимались ремеслом, ростовщичеством, обсуживало торговые операции, гужевой транспорт и извоз.
Торговые обороты колебались в зависимости от развития сельского хозяйства. Торговые кризисы выражались в затруднении сбыта товаров, падения цен и как следствие в снижении торговых оборотов, банкротствах.
Несмотря на внедрение новых форм торговой деятельности, в 70-80 годы XIX века ярмарки оставались преобладающей формой торговли. Почти в каждом городе были ярмарки, в населенных пунктах базары. Например, в Омске ежегодно действовали Троицкая и Введенская ярмарки; в одноименном уезде Черлаковская и Ишимская. Отличительными особенностями омских ярмарок являлось превалирование привоза товаров фабрично-заводского производства над животноводческой продукцией в 4 раза (ГАОО, ф.172, оп.1, д. 38842, л.2). Изделия фабрик и заводов имели постоянных потенциальных покупателей среди жителей чиновничьего города. На Констати-новскую ярмарку, в отличие от других крупных степных ярмарок не приезжали представители крупных фирм, специализировавшихся на продаже европейских товаров. Акмолинские купцы были самостоятельно вести обширную торговлю изделиями российских фабрик и заводов и не допускали конкурентов на местный рынок.
Критика НЭПа заключается в том, что подобная политика сыграла эпизодическую роль в истории Советского государства, имела временный характер и изначально расценивалась как комплекс кризисных мер, которые позднее будут свернуты в угоду социализации труда. Развитие рыночных отношений и торговли не являлось приоритетом для молодой Советской Республики, объявившей войну капиталистическому укладу и буржуазным отношениям в обществе.