Древний Египет, Финикия, Древняя Индия
Сходство можно проследить между Египтом и Индией. И там, и там развились земледельческие цивилизации в долинах рек, крупные государства. Однако в Индии сложился кастовый строй с жестким разграничением социальных слоев, в то время, как в Египте был стандартный рабовладельческий строй.
Финикия отличается от обоих этих государств. Там не было долины реки, где сложилась бы земледельческая цивилизация, древнейшие финикийцы кормились рыбной ловлей в море. Затем они развили торговую цивилизацию, построенную на богатстве местного купечества.
Первый Крестовый поход (1096—1099 гг.)
Первыми весной 1096 года в Святую землю двинулись отряды бедных крестьян и горожан. Их возглавлял французский монах Петр Пустынник. Проповедника, который всем показывал письмо с призывом к освобождению Иерусалима, данное ему самим Господом, слушали, как святого.
Собравшись в поход, бедняки не приготовили запасов пищи. По пути они грабили дома и имущество. Впереди толпы гнали гуся и козу. Участники считали, что через них Бог будет показывать им свои знамения. Византийский император поспешил переправить крестоносное «воинство» в Малую Азию, подальше от Константинополя. Здесь войско бедняков было разгромлено сельджуками. Из тел погибших сельджуки сложили целую гору.
Осенью 1096 года в Константинополь прибыли отряды рыцарей из Франции, Германии и Италии. Их возглавляли знатные предводители — графы и герцоги. Богатства византийцев вызвали у крестоносцев плохо скрываемую зависть.
Переправившись в Малую Азию, крестоносцы разгромили войска сельджуков.
Путь в Святую землю был открыт. Долгие месяцы, страдая от жажды и недостатка пищи, крестоносцы двигались вперед. В октябре 1097 года они осадили город Антиохи.
Семь месяцев турки-сельджуки, укрывшись за мощными стенами, отражали атаки крестоносцев. Только благодаря предательству одного из турецких командиров крестоносцы сумели захватить город.
Едва рыцари успели отпраздновать победу, как большое войско, посланное султаном Египта, окружило город. Надежды на не было. Однако один из крестоносцев увидел во сне святого, который указал место в Антиохи, где лежала драгоценная святыня — наконечник копья. Им, по преданию, был пронзен распятый на кресте Иисус Христос. Утром крестоносец рассказал о сне своим товарищам. Копье было найдено в том месте, на которое указал святой. Крестоносцы, воодушевленные Божьим знамением, вышли из города и разбили вражеские войска.
В июне 1099 года крестоносцы достигли своей цели — Иерусалима. Город был хорошо укреплен. Его жители храбро защищали свои жизни и имущество. Рыцарям пришлось строить осадные лестницы и машины. После решительного штурма рыцари ворвались в город. Большинство жителей было убито, их имущество разграблено. Материал с сайта http://worldofschool.ru
После резни, устроенной в городе, крестоносцы приблизились к храму Гроба Господня. Они разулись (на Святой земле нельзя было стоять в обуви) и с непокрытыми головами опустились на колени. Во время произнесения молитвы рыцари плакали. Выполнив обет, многие крестоносцы вернулись на родину.
Образ жизни саков и материальная культура (по материалам захоронений) очень близки к скифским, ювелирные изделия погребений выполнены в скифском «зверином стиле»[22]. В современной научной литературе к сакам относят ираноязычные племена Приаралья, северных и восточных районов Средней Азии, Казахстана и южной Сибири, отличая их от близких по культуре массагетов и скифов Северного Причерноморья. В отличие от скифов Северного Причерноморья материальная культура саков и массагетов не несёт следов эллинского влияния, поэтому иногда употребляют термин «культуры сако-массагетского круга»[23][24][25][26][27].
Образ жизни саков был оседло-кочевой. В степях Западного и отчасти Центрального Казахстана встречалось кочевое скотоводство. В степных и полустепных районах Западного и Южного Казахстана у саков развивалось верблюдоводство. Верблюд использовался как вьючное животное. Меньшую роль в хозяйстве саков играл крупный рогатый скот. На юге Казахстана в долине Сыр-Дарьи развивалось земледелие.
В VII—III вв. до н. э. сакские племена объединились в союзы. Во главе этих союзов стояли верховные вожди. Их называли царями. Цари избирались советом вождей. Государственные дела обсуждались на народном собрании. Царь распределял между родами и племенами пастбища и другие земельные угодья.
Сакские женщины пользовались равными правами с мужчинами. Представительницы древней Греции, а позднее Рима в этом смысле обладали гораздо большими свободами и раскрепощённостью. Положение женщины в обществе саков можно определить как нечто среднее между понятиями восточная женщина и западная. Известно также имя царицы Зарины. Так же известно о массагетской царице Томирис, которая властвовала после смерти мужа. В сакском обществе выделялись три группы населения: воины, жрецы, общинники. Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам — красный, жрецам — белый, общинникам — жёлтый и синий[28]. Из сословия воинов происходили вожди и цари. Царь считался посредником между небом и землёй.
Царь проводил первую борозду на весенней пахоте, что демонстрировало его связь с народом. Войны были выгодны для племенных вождей. Пленных превращали в рабов и использовали в домашнем хозяйстве. Тип общества саков — военная демократия[29].
Самое большое количество курганных могильников саков сосредоточено в районах зимних пастбищ, в местах, которыми древние скотоводы особенно дорожили. Саки имели торговые связи с народами Алтая, Сибири, Европы, Востока. В середине 1 тысячелетия до. н. э. стал функционировать «степной путь», протянувшийся из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в Южное Приуралье, к Иртышу и, далее, на Алтай, в страну агрипеев, населявших район Верхнего Иртыша и о. Зайсан. По этому пути распространяли шелк, меха и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов. В распространении драгоценных шелков участвовали кочевые племена саков и скифов, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал в Центральную Азию и Средиземноморье[30].