Главной целью культурных преобразований, проводившихся большевиками в 1920–1930х гг., было подчинение науки и искусства марксистской идеологии. Огромным делом для России была ликвидация безграмотности (ликбез). Создана государственная единая система народного образования, возникла советская школа нескольких ступеней. В 1й пятилетке было введено обязательное четырехлетнее, а во 2й пятилетке – семилетнее образование. Открывались вузы и техникумы, действовали рабфаки (факультеты для подготовки рабочих к поступлению в высшие и средние учебные заведения). Обучение носило идеологизированный характер. Сформировалась новая, советская интеллигенция, к старой же интеллигенции власть большевиков относилась с подозрением. Осенью 1922 г. из России было выслано 160 крупнейших ученых, философов, историков, экономистов, не разделявших идеологические установки большевизма. Господство большевистской идеологии утверждалось также в антицерковной пропаганде, разрушении храмов, разграблении имущества церкви. Патриарх Тихон, избранный в ноябре 1917 г. Поместным собором, был арестован. Репрессированы ученыеаграрники Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов, философ П. А. Флоренский, крупнейший биологгенетик Н. М. Вавилов, писатели О. Э. Мандельштам, А. Б. Бабель, Б. А. Пильняк, актер и режиссер В. Э. Мейерхольд и многие другие. Арестованы авиаконструкторы А. Н. Туполев, Н. Н. Поликарпов, физик Л. Д. Ландау, один из создателей аэродинамического института С. П. Королев и др. В то же время создавались научноисследовательские центры. В развитии науки большую роль сыграли геохимики В. И. Вернадский, А. Е. Ферсман, физики П. Л. Капица, Н. Н. Семенов, химики С. В. Лебедев, А. Е. Фаворский, создатель теории космонавтики К. Э. Циолковский. В литературе и искусстве внедрялся метод «социалистического реализма», прославление партии, ее вождей, героики революции. Среди писателей выдвинулись А. Н. Толстой, М. А. Шолохов, А. А. Фадеев, А. Т. Твардовский. Крупнейшими явлениями в музыкальной жизни стали произведения С. С. Прокофьева (музыка к кинофильму «Александр Невский»), А. И. Хачатуряна (музыка к кинофильму «Маскарад»), Д. Д. Шостаковича (опера «Леди Макбет Мценского уезда», запрещена в 1936 г. за формализм). Широкую популярность приобрели песни И. Дунаевского, А. Александрова, В. СоловьеваСедого. Значительный шаг в своем развитии сделала кинематография: фильмы «Чапаев» С. и Г. Васильевых, «Александр Невский» С. Эйзенштейна, комедии Г. Александрова «Веселые ребята», «Цирк»). Наиболее выдающимся скульптурным произведением 1930х гг. стал монумент В. Мухиной «Рабочий и колхозница». Через различные творческие союзы государство направляло и контролировало всю деятельность творческой интеллигенции. Главным ориентиром в общественнополитических исследованиях стал вышедший в 1938 г. «Краткий курс истории ВКП(б)» под редакцией И. В. Сталина.
Гибель Критской державы.У ученых нет единого мнения относительно того, как погибло Критское царство.Одни полагают, что в XV веке до н.э. на острове Тира, расположенном неподалеку от Крита, началось извержение вулкана, сопровождавшееся землетрясение.На Крит обрушились гигантские волны.Они стерли с лица земли прибрежные города.Землетрясение разрушило поселение, находившееся в глубине острова. После этого тучи вулканического пепла погребли под собою руины, некогда величественных городов. Погибли тысячи людей. Многие островитяне от стихии, переплыли на соседние острова. Есть ученые, которые считают, что извержение было не столь сильным и разрушительным, а государство на Крите пало под ударами завоевателей.Возможно, этими завоевателями были греки,земли которых когда-то захватили цари Крита.Но как бы там не было, Критское царство с его высокой культурой погибло.