Как и во второй половине XVI в., в начале XVII в. основу русского войска составляли два вида вооруженных формирований: ополчение и постоянное войско. Ополчение делилось на дворянскую поместную конницу и крестьянскую посошную рать. Они собирались в случае войны, являясь к месту службы со своим оружием и снаряжением. «Посоха» поставляла людей в пехоту и во вс формирования (строительство укреплений, обслуживание осадных орудий, артиллерии и т.п.). Ко второму десятилетию XVII в. выявились слабые стороны ополчений: низкая мобилизационная отсутствие единого образца вооружений и единых методов ведения войны в условиях жесткой организации и дисциплины европейских войск. Ополчения входили в ведение Разрядного приказа.
Во время войн к боевым действиям привлекались формирования ополченческого характера вассалов/союзников московского престола: конные отряды татар, башкир, мордвы, чувашей, калмыков, черкесов, вольных казаков (донских, терских и яицких), казаков-беженцев из Малороссии и т. д.
К постоянному войску относились стрельцы, городовые казаки и артиллерия (пушкари и затинщики). Они несли постоянную потомственную службу. Городовые казаки входили в ведение Казачьего приказа, артиллеристы – Пушкарского.
Стрельцы имели определенный военный строй, где боевой единицей являлся «приказ» (500 человек), и носили особую военную форму. В войнах со Швецией и Польшей в начале XVII в. стрельцы показали высокий уровень боевой подготовки. Они успешно применяли линейную тактику боя, позволявшую вести огонь из максимального числа мушкетов. В Западной Европе линейная тактика была применена десятилетием позднее шведским войском во время Тридцатилетней войны. В ходе боевых действий стрельцы и артиллерия, главной задачей которых было усиление огневой мощи полка в целом, постоянно взаимодействовали с ополчением, оснащенным в основном холодным оружием. Это характеризует тактику русских войск, сопоставимую с тактикой «дореформенных» европейских армий XVI в. Стрельцы управлялись Стрелецким приказом.
при иване iii деятельно продолжалось присоединение к москве удельных земель. те из мелких ярославских и ростовских князей, которые до ивана iii сохраняли еще свою независимость, при иване все передали свои земли москве и били челом великому князю, чтобы он принял их к себе в службу. становясь московскими слугами и обращаясь в бояр московского князя, эти князья сохраняли за собою свои родовые земли, но уже не в качестве уделов, а как простые вотчины. они были их частными собственниками, а «государем» их земель почитался уже московский великий князь. таким образом, все мелкие уделы были собраны москвою, оставались только тверь и рязань. эти «великие княжения», когда-то боровшиеся с москвою, теперь были слабы и сохраняли только тень своей независимости. последние рязанские князья, два брата, иван и федор, были родными племянниками ивана iii (сыновьями его родной сестры анны). как мать их, так и они сами не выходили из воли ивана, и великий князь, можно сказать, сам правил за них рязанью. один из братьев (князь федор) скончался бездетным и завещал свой удел дяде великому князю, отдав, таким образом, добровольно половину рязани москве. другой брат (иван) умер также молодым, оставив малютку сына, по имени иван, за которого правила его бабушка и брат ее иван iii. рязань оказалась в полной власти москвы. повиновался ивану iii и тверской князь михаил борисович. тверская рать ходила даже с москвичами покорять новгород. но позднее, в 1484—1485 гг., отношения испортились. тверской князь завел дружбу с литвою, думая от литовского великого князя получить против москвы. иван iii, узнав об этом, начал войну с тверью и, конечно, победил. михаил борисович убежал в литву, а тверь была присоединена к москве (1485). так совершилось окончательное объединение северной руси мало того, бъединительная национальная политика москвы влекла к московскому государю и таких служилых князей, которые принадлежали не северной руси, а литовско- княжеству. князья вяземские, одоевские, новосильские, воротынские и мн. др., сидевшие на восточных окраинах литовского государства, бросали своего великого князя и переходили на службу московскую, подчиняя московскому князю и свои земли. именно этот переход старых князей от католического государя литвы к православному князю северной руси и давал повод московским князьям считать себя государями всей земли, даже и той, которая находилась под литовским владычеством и хотя еще не соединилась с москвою, но должна была, по их мнению, соединиться по единству веры, народности и старой династии св. владимира.
1. Губернская реформа, согласно которой было полностью реорганизовано административное деление империи. Ведь теперь вместо трёхступенчатого деления (губерния-провинция-уезд) вводилось двухступенчатое (губерния-уезд).
2. Была сформирована уложенная комиссия, которая преследовала цель выяснение народных нужд для последующего проведения остальных реформ.
3. Сенатская реформа, которая существенно урезала полномочия Сената до органов исполнительной и судебной власти. Вся же законодательная власть отныне передавалась кабинету статс-секретарей и императрице лично.
4. Упразднение Запорожской Сечи в 1775 году.
5. Экономические реформы Екатерины Второй стали причиной установления фиксированных цен на необходимые каждому человеку продукты, а также подъёма экономики страны, развития её торговых связей и ликвидации монополий.
6. Фавориты и коррупция являлись последствиями и причинами некоторых реформ внутренней политики. Ввиду расширенных привилегий правящей верхушки, повысился уровень злоупотребления правами. При этом, фавориты Екатерины Второй принимали богатые подарки из казны Российской Империи.
7. Религиозная реформа, согласно указу которой, РПЦ было запрещено вмешиваться в любые дела иных конфессий.
8. Сословные преобразования, выгодные в первую очередь только представителям дворянства.
9. Национальная политика, в результате которой для иудеев устанавливались так называемые черты оседлости, немецкое население России было освобождено от пошлин и налогов, а коренное население стало самым бесправным слоем в стране.
10. Научная и образовательная реформы. Именно в период правления императрицы Екатерины Второй начали открываться народные училища (малые и главные), которые стали фундаментом образования общеобразовательных школ. При этом, уровень образования по сравнению с другими государствами был чрезвычайно низким.