В древности физическая сила для человека имела огромное значение. Для того чтобы выжить в тяжелейших условиях того времени, нужно было иметь отличное здоровье и крепкие мышцы. Сильные охотники могли накормить своих женщин и детей, могучие воины — защитить соплеменников от врагов.
Все это порождало преклонение перед силой. Герои становились вождями и королями.
В Древней Греции поэты прославляли могучих, как боги, людей. Одним из любимых греческих мифов стал миф о Геракле, которого не могли остановить никакие преграды, в том числе гнев богов и сама судьба.
Дошли до нашего времени и имена реальных людей: Полидама, на скаку остановившего колесницу и голыми руками одолевшего льва; легендарного атлета и победителя Олимпийских игр Филиппа; знаменитого Милона Кротонского, который с 532 по 512 год до н. э. 25 раз побеждал в олимпийских соревнованиях по борьбе и атлетике.
Цари Древней Греции также отличались атлетическими достижениями, среди них был спартанский царь Леонид, македонский царь Филипп и его сын Александр. Известные философы и ученые Древней Греции также зачастую были великими атлетами. Таковыми по дошедшим до нас сведениям являлись Пифагор и Гиппократ, Сократ и Платон, Аристотель, Софокл и Еврипид.
Древние мудрецы полагали, что люди должны быть совершенны не только духовно, но и физически. Платон называл «хромыми» тех, у кого развитие разума отставало от развития тела и наоборот. Перикл утверждал, что не доверил бы и самую ничтожную государственную должность человеку, который свое интеллектуальное совершенство не сочетает с физическим. Не потому ли весь мир до сих пор восхищается древнегреческими статуями атлетов, их пропорциональной мускулатурой?
В Древнем Риме были свои выдающиеся атлеты: циркач Атлас, всходивший по лестнице в 200-килограммовом панцире и поножах по 100 кг каждая; легионер Вирий Ва-лент, поднимавший на плечи повозку с дневным рационом своей когорты и удерживавший ее в таком положении все время разгрузки; императоры Максимин и Тиберий.
Хотя Спартак, как и большинство гладиаторов, не был римлянином, но, безусловно, остался одним из выдающихся героев этой эпохи. Следует отметить, что в период Средневековья культ физической силы и ловкости реализовывал себя главным образом в форме рыцарских турниров. Доспехи рыцарей весили до 40 кг (не считая длинного копья, громадного меча и щита).
Как показывает исторический опыт, переход общества от родоплеменных отношений к феодальным неизбежно сопровождается изменением идеологии. Пантеон языческих богов, соответствующий мировоззрению славян времен разобщенности, неизбежно должен был уступить место новым символам, которые бы более прочному объединению славян вокруг Киева, освятили бы процессы феодализации и классового расслоения и укрепили русскую государственность. Такой идеологической базой явилось на Руси православие, ставшее с 988 года, то есть времени крещения Руси, государственной религией. Принятие новой веры стало закономерным окончанием длительного процесса замены политеизма, то есть многобожия, монотеизмом — единобожием христианства.
«Повесть временных лет» подробно описывает «сомнения» великого князя Владимира при выборе веры. Летописец красочно повествует о приглашении миссионеров: христианских — из Византии, мусульманских — из Дунайской Болгарии, иудаистских — из Хазарии. В долгом «богословском споре» Владимир отверг проповеди всех, кроме представителей Византии. Таким образом, согласно летописной легенде, был сделан выбор в пользу христианства. На самом деле суть проблемы выбора религии заключалась не в личных пристрастиях князя и дружины. Вопрос о государственной религии был вопросом большой политики. Речь шла о том, с кем пойдет Русь — с католическим Западом, с византийским православным Югом или с мусульманским Востоком.