Влияние религии, с точки зрения, формирования толерантного взаимодействия представителей разных религиозных групп и конфессий друг к другу растет и сказывается не только на международных отношениях, но иногда проявляется не только прямо, но и через деятельность каких-либо организаций и политических движений, но и косвенно. Например, немаловажное значение имеет религиозная принадлежность кандидатов на выборах во многих странах. Достаточно убедительно это происходит в Америке, где, согласно последним социологическим исследованиям, около 90 % людей являются в той или иной степени верующими. На последних выборах среди сторонников республиканца Джона Маккейна был большой процент белых протестантов и других верующих, которые регулярно посещают службы. В свою очередь Барака Обаму поддерживали представители самых разных религиозных общин и конфессий. За демократов больше голосуют те, кто только формально причисляют себя к верующим, но нерегулярно посещают службы и не находят время для молитв. Также среди сторонников Обамы были атеисты, мусульмане, иудеи, многочисленные религиозные меньшинства. Итоги выборов в США имеют большое значение для всего мира, учитывая огромный вес этого государства на международной политической арене. Говоря о влиянии религии на современные международные отношения, нельзя не сказать и о военных конфликтах. Известный специалист по конфликтологии Д. Раппорт, исследовав наиболее значимые справочную литературу по религии, и выяснил, что работ, посвященных отношениям религии и войны, в пять раз больше, чем отношениям религии и мира. И хотя религия редко выступает как единственный источник конфликта, конфликтов на религиозной и национальной почве в XXI становится столетии всё больше; религиозные меньшинства дискриминируются чаще, чем любые другие. Нужно ли не принимать во внимание значимость религии на протяжении всей истории человечества? Очевидно, что нет.
в 1529 году между кантонами возник первый конфликт. поводом его был арест в швице цюрихского священника якоба кайзера, который был сожжён несмотря на протесты цюриха. в ответ цюрих и берн выдвинули свои силы к каппелю. однако при посредничестве других кантонов между противоборствующими сторонами был заключён мир, по условиям которого протестантские кантоны являлись победившей стороной и получали значительную денежную компенсацию. так называемая первая каппельская война закончилась, так и не начавшись.
однако стороны продолжали активно готовиться к новой войне. тогда как католические кантоны заручились поддержкой эрцгерцога австрии фердинанда, цвингли искал поддержки у протестантских князей германии. для этого он обратился к филиппу гессенскому. тот предложил цвингли встретиться с лютером, что произошло в городе марбург. однако итоги диспута оказались далеко не теми, что ожидал цвингли — лютер отказался признать в нём единоверца, в результате чего швейцарцы не получили из германии.
в 1531 году назрела новая конфронтация между «христианским союзом городов» и лесными кантонами. однако берн отказался от решительных действий, выступая за блокаду католических кантонов. да и в самом цюрихе желающих участвовать в военных действиях было не так уж и много. в результате цюрихское войско оказалось намного меньше, чем ожидалось. у католиков войско было примерно в 4 раза больше. в результате 11 октября 1531 года цюрихский отряд был разгромлен превосходящими силами противника, при этом на поле осталось около 80 католиков и 500 цюрихцев, среди которых был и сам цвингли. на следующий день его тело опознали, тут же был организован суд, по итогам которого труп цвингли был сперва четвертован, затем сожжён, а пепел смешан с пеплом свиньи и рассеян по ветру.
20 ноября 1531 года был заключён второй мирный договор, в результате которого реформаты потеряли все плоды своей первой победы. католицизм был насильственно водворён в некоторых спорных территориях. о проведении реформации в других кантонах не могло быть и речи.