Відповідь: Финансовая олигархия, верхушка монополистической буржуазии (крупнейшие собственники капитала, наиболее влиятельные представители торгово-промышленных и финансовых монополий), олицетворяющая господство финансового капитала в экономической и политической жизни капиталистических государств на стадии империализма. Ф. о. возникает на основе сращивания промышленного и банковского капитала в результате процессов концентрации и централизации производства и капитала. Конкретной организационной формой господства Ф. о. выступают финансово-монополистические группы (см. Финансовые группы), представляющие собой объединения промышленных, банковских и торговых монополий под контролем крупнейших из них, Ф. о. осуществляет реальный контроль над огромными массами общественного капитала и богатства, за деятельностью торговых и промышленных корпораций, кредитно-финансовых учреждений, международных монополий как на основе собственного капитала, так и посредством мобилизации через разветвленную сеть кредитно-финансовых учреждений денежных средств и сбережений различных классов и социальных слоев буржуазного общества. Основными методами её господства служат система участия, личная уния и долговременные связи (эмиссионно-учредительская деятельность, картельные соглашения и др.). В. И. Ленин отмечал: «Финансовый капитал, концентрированный в немногих руках и пользующийся фактической монополией, берет громадную и все возрастающую прибыль от учредительства, от выпуска фондовых бумаг, от государственных займов и т.п., закрепляя господство финансовой олигархии, облагая все общество данью монополистам» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 27, с. 350).
Финансово-промышленная элита контролирует процесс принятия решений в области экономической и социальной политики, выступает основным элементом сращивания экономической силы монополий с политической властью буржуазного государства в единый механизм. Программы государственно-монополистического регулирования, направленные на сглаживание противоречий капитализма, служат в конечном счёте интересам Ф. о. Интернационализация хозяйственной жизни, усиление интеграционных процессов, развитие международных промышленных и банковских монополий возникновению международным по составу и сферам влияния финансовых групп, ведут ко всё более тесному переплетению интересов Ф. о. различных капиталистических государств.
Структура Ф. о. претерпевает изменения в процессе развития государственно-монополистического капитализма и эволюции форм капиталистической собственности. В период становления империализма Ф. о. складывалась преимущественно на семейно-династической основе (финансовые группы Рокфеллеров, Морганов, Дюпонов, Меллонов и др. в США; Ротшильдов, Лазарев, Бэрингов в Великобритании; Ротшильдов, Мишленов, Пежо и др. во Франции). Концентрация производства, разбухание фиктивного капитала и конкурентная борьба между союзами монополистов обусловили возрастающую роль регионального принципа формирования и упрочения позиций Ф. о. Эта тенденция особенно усилилась после 2-й мировой войны 1939–1945 (например, Кливлендская, Чикагская, Калифорнийская и Бостонская финансовые группы в США, Баварская группа в ФРГ). Вместе с тем в 50–70-е гг. сохраняет своё значение семейно-династический принцип формирования структуры Ф. о. (финансовой «империи» Гетти и Хантов в США, Оппенгеймов, Турн и Таксисов, Кюльман-Штума в ФРГ и др.). Характерно также проникновение в структуру Ф. о. крупнейших менеджеров.
Господство Ф. о., отражая загнивание капитализма, углубляет социально-экономические противоречия между буржуазией и пролетариатом, развитыми и развивающимися странами.
Лит.: Маркс К., Капитал, т. 3, гл. 23, 25, 27, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1; Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, гл. 3, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 27; Меньшиков С. М., Миллионеры и менеджеры, М., 1965; Беглов И. И., США: собственность и власть, М., 1971; Политическая экономия современного монополистического капитализма, 2 изд., т. 1, М., 1975; Перло В., Империя финансовых магнатов, пер. с англ., М., 1958; Ландберг Ф., Богачи и сверхбогачи, 2 изд., пер. с англ., М., 1975.
Л. А. Хандруев.
Оглавление
Пояснення:
Причины : членство России в антитурецкой коалиции, борющийся с Османской империей.
Итоги : Крымские походы позволили на некоторое время отвлечь значительные силы турок и крымцев и пошли на пользу европейским союзникам России. Россия прекратила платить крымскому хану; международный авторитет России возрос после Крымских походов.
Перебіг подій
Заключив в 1686 году "Вечный мир" с Польшей, Россия вступила в "Священную Лигу" – коалицию держав (Австрия, Венеция и Речь Посполита), боровшихся против агрессии султанской Турции и ее вассала – Крымского ханства. На протяжении 1687 и 1689 годов Россия предприняла два военных похода против Крымского ханства – татарского феодального государства, выделившегося из Золотой Орды. В мае 1687 года русское войско (около 100 тысяч человек) под командованием князя В.В. Голицына выступило с территории Украины. В походе участвовали донские и запорожские казаки. Татары подожгли степь, и русское войско лишилось подножного корма для коней. 17 июня было принято решение о возвращении на Украину. По требованию казачьей старшины, поддержанному Голицыным, русское правительство сместило гетмана И.С. Самойловича, отрицательно относившегося к войне с Турцией и Крымом. Его место занял И.С. Мазепа. В 1688 году началась подготовка к новому походу на юг. Тем временем Речь Посполита, выйдя из коалиции с Россией, вступила в мирные переговоры с Турцией. Ранней весной 1689 года русское войско (около 150 тысяч человек) двинулось на юг. 15 мая в урочище Зеленая Долина произошел жестокий бой с отрядами крымского хана. 20 мая русские войска подошли к крепости Перекоп, но ввиду неблагоприятного соотношения сил отказались от осады и 21 мая начали отход. Крымские походы 1687 и 1689 годов отвлекли силы турок и крымских татар, оказав тем самым союзникам России, но не обеспечили безопасности южных границ страны. Неудачный для России исход кампании явился одной из причин падения царевны Софьи Алексеевны и Голицына.