Русско-турецкая война (1568—1570)
Русское царство завоевало в 1552 году Казанское ханство, а в 1556 году Астраханское ханство. Иван IV Грозный распорядился построить в Астрахани новый кремль, возвышавшийся на холме над Волгой.
В результате укрепления русского государства на границах Урала и Чёрного моря в районе рек Дон (Тен) и Волга (Идел) северные торговые пути и маршруты мусульманского паломничества, связывающие Центральную Азию с Крымом и Анатолией и проходящие севернее Каспийского моря, были нарушены, что стало первым шагом к потере османского влияния в этом стратегическом регионе. В этом османские правители увидели дальнейшую угрозу захвата территории своих кавказских и крымских владений.
Русское присутствие здесь также ослабляло влияние Османской империи на Кавказе и укреплению на Кавказе Московского царства, где и до этого под предлогом защиты «пятигорских» (кабардинских) князей, вассалов Московского государства, постоянно пребывали то московские отряды, то московские гарнизоны, а на реках Тереке и Сунже выросли казачьи «города». В связи с этим ещё в 1564 году часть черкесских князей, которые старались сохранить свою самостоятельность, указывали крымскому хану Девлет-Гирею на недопустимость возведения этих укреплений во владениях тестя Ивана IV князя Темрюка Кабардинского и связанные с этим геополитические последствия. По словам князей, «если там будет поставлен город — то не только им пропасть, но и Тюмень и Шемкал будут за Москвою»[5].
Это, в свою очередь ослаблению позиций Османской империи в Азербайджане, которая вела там борьбу с государством Сефевидов в Иране. Одновременно Сефевиды вели борьбу в Туркестане с узбеками. Таким образом, государство Сефевидов также нарушало связь Туркестана и Анатолии, отрезая путь паломников и торговцев из Туркестана. В связи с этим, актуальность старых азиатских караванных путей из Средней Азии на запад, проходящих севернее Каспийского моря, только возросла.