Перикл – афинский политик и полководец, замечательный высокими талантами, даром слова и образованием, сравнивался народом за свою величественную внешность с олимпийскими богами был поэтому прозван Олимпийцем. Перикл происходил от одной из знатнейших и богатейших афинских фамилий, но был поклонником демократических начал и стремился приобрести расположение народа демагогическими средствами. Ещё в самом начале своей общественной карьеры он, вместе с тогдашним вождём демократической партии Эфиальтом, провёл (ок. 462 до Р. Х.) реформу ареопага. Эта высшая афинская аристократическая коллегия, состоявшая из лиц, ранее занимавших главнейшие государственные должности, до реформы 462 г. обладала правом утверждать или отвергать постановления народных собраний. Перикл и Эфиальт отняли у ареопага это право и сохранили за ним лишь право быть высшим судом по тягчайшим преступлениям. Эта реформа вызвала в Афинах немалое сопротивление от консервативных слоёв, против неё выступал и великий драматург Эсхил. Эфиальт, как говорят, после этого преобразования был убит аристократами, и вождём народной партии стал вместо него ещё довольно молодой Перикл.
Перикл вскоре ещё более усилил роль демоса в афинской жизни, предложив постановление, по которому всякий гражданин Аттики, присутствующей в суде или в народном собрании и служащий в армии или во флоте, получал по три обола денег в сутки. Народные собрания стали после этого гораздо многолюднее. Судьями теперь могли быть не только богачи, но и получавшие за это плату бедняки, роль бедных слоёв возросла и в рядах войска. Раздачи денег нуждающейся толпе на театральные представления и на другие удовольствия, до такой степени расположили народ в пользу Перикла, что он мог в течение многих лет сряду управлять Афинами то в звании первого архонта, то в качестве главнокомандующего (стратега) с княжеским почетом, и своим высоким гением привести их к цветущему состоянию, к широкому развитию государственной жизни и к величайшему внешнему могуществу. При нем Афины стали «душой тела» Эллады, рассадником искусства и литературы, столицей греческой образованности. Возведением храмов (Парфенона, храма Деметры в Элевсине), великолепных зданий и колоннад (Пропилеи, Одеон) Перикл прославил Афины. Довершением портовых и водных сооружений в Пирее, и постройкой третьей средней стены между двумя Длинными (соединявшими город с пирейским портом и превращавшим Афины и их гавань в одну цельную неприступную крепость) он дал столице Аттики безопасность и оказал существенное содействие судоходству и морской торговле. Великолепными празднествами, зрелищами и процессиями Перикл возвысил блеск своего управления и услаждал жадную до зрелищ толпу, а попечением об искусствах и науке положил основание духовному развитию народа. Сильный умом и посвященный во все знания своего времени, Перикл собирал даровитых людей в свой гостеприимный дом, где привлекательно властвовала его подруга, образованная гетера А из Милета. Он предоставлял каждому афинянину средство и случай получить образование и отличия, и тем распространению любви к искусству, литературе и поэзии даже в низших классах народа.
Развитие промышленности Беларуси в начале XX в. было связано с промышленной революцией. Она означала постепенный переход от ручного к машинному труду, формирование и количественный рост промышленной буржуазии и фабричного пролетариата. В 60—80-е гг. XIX в. окончательно определилась специализация белорусской промышленности — переработка местного сельскохозяйственного, лесного и минерального сырья. В начале XX в. в первую очередь развивалось картонно-бумажиое, спичечное и лесохимическое производство.
Продолжался процесс преимущественного размещения промышленности в сельской местности — ближе к источникам сырья и дешевой рабочей силы. Большинство фабрик и заводов находились в местечках и имениях. Наибольшее развитие получили здесь винокурение и деревообработка.
Большую долю в Беларуси составляло ремесленное и мануфактурное мелкое производство. Широкое распространение получили предприятия, где работали 5—15 рабочих и не было парового двигателя. В 1900 г. на одно предприятие в среднем приходилось 39 рабочих. Самым крупным предприятием во всей Беларуси считалась табачная фабрика Шерешевского в Гродно.
В начале XX в. начинается процесс объединения капиталов в форме акционерных обществ. В Минске действовало акционерное общество спичечной фабрики «Молния» , в Гродно — табачной фабрики «Неман» . Российским и зарубежным акционерным обществам принадлежали льнопрядильная фабрика «Двина» , электрическая станция и трамвай в Витебске.
Активно велось железнодорожное строительство. В крупные железнодорожные узлы превратились Минск, Витебск, Брест, Барановичи, Гомель.
Развитие сельского хозяйства в начале XX в. было связано с проведением аграрной реформы. Она получила название столыпинской по фамилии ее инициатора — премьер-министра России П. А. Столыпина. Ее первоначальным этапом стало разрушение крестьянской общины и закрепление общинных земельных наделов в личную собственность крестьян. Крестьяне могли закрепить землю в собственность в отрубе за счет выделения участка в пределах деревни. Когда крестьянин переселялся из деревни на участок земли за ее пределами, то этот участок называли хутором, а крестьянина — хуторянином. К созданию хуторского хозяйства стремились зажиточные крестьяне, которых называли кулаками. Они стали одним из источников формирования сельской буржуазии — опоры самодержавия в деревне.
Подворное землевладение в западных регионах Беларуси (Гродненская, Минская и Виленская губернии) содействовало закреплению хуторского хозяйства, потому что крестьянская община там не существовала. Ее разрушение осуществлялось в Могилёвской и Витебской губерниях, где крестьяне стремились освободиться от зависимости общины. Для большинства бедняков и середняков завести хуторское хозяйство было невозможно из-за отсутствия или недостатка средств.
Главный феодальный пережиток того времени — дворянско-помещичье землевладение — реформой не затрагивался.
Острейший вопрос с малоземельем крестьян Столыпин предложил решить путем организации добровольного переселения значительной их части в Сибирь, на Дальний Восток, где было много необработанной урожайной земли. Царское правительство предприняло определенные шаги по привлечению крестьян-переселенцев к переезду в азиатскую часть России. Для этого выделялись безвозвратные денежные займы, обеспечивались специальные поезда, готовились пункты приема переселенцев. Однако около 10 % крестьян вернулись назад в связи с недостаточной со стороны правительства и тяжелыми условиями жизни.
Особенностью столыпинской реформы в Беларуси стало введение в 1911 г. земств — выборных органов местного самоуправления в трех белорусских (Витебской, Могилёв-ской и Минской) губерниях. В западных губерниях (Гродненской, Виленской и Ковенской) земства не вводились по причине значительного преобладания среди их избирателей католиков, которых относили к полякам и которым царское правительство не доверяло после восстания 1863—1864 гг.
В 18 веке Россия начала просто "копирывать" Запад. приглашались на работу в Россию иностранные мастера, приобретались произведения европейского искусства, посылались за границу русские мастера как пенсионеры. Отныне все новые культурные движения и художественные направления приходят с Запада и укореняются на русской почве (барокко, рококо, классицизм, романтизм и др.)
Вторая тенденция в развитии русской культуры 18 века - это "обмирщение" культуры, проникновение в нее светских начал, отход от церкви и религиозных канонов. Этот процесс охватил все сферы культуры (образование, просвещение, книжное дело, художественную культуру, бытовой уклад).
Русская культура 18 века впитала проблематику европейской культуры 15 - 18 веков, соединив в себе черты и Ренессанса, и Просвещения.
Оценка русской культуры 18 века неоднозначна. Славянофилы критиковали ее за копирование и подражательность, за отрыв от древнерусских традиций. Они говорили о неограниченности духовной жизни эпохи. Западники считали, что заимствовали европейского опыта было необходимо, чтобы преодолеть отсталость России. По их мнению, западный опыт был переработан и укоренился на русской почве. В западноевропейской культуре есть немало утверждений, отрицающих какую бы то ни было самобытность русской культуры.
Перикл вскоре ещё более усилил роль демоса в афинской жизни, предложив постановление, по которому всякий гражданин Аттики, присутствующей в суде или в народном собрании и служащий в армии или во флоте, получал по три обола денег в сутки. Народные собрания стали после этого гораздо многолюднее. Судьями теперь могли быть не только богачи, но и получавшие за это плату бедняки, роль бедных слоёв возросла и в рядах войска. Раздачи денег нуждающейся толпе на театральные представления и на другие удовольствия, до такой степени расположили народ в пользу Перикла, что он мог в течение многих лет сряду управлять Афинами то в звании первого архонта, то в качестве главнокомандующего (стратега) с княжеским почетом, и своим высоким гением привести их к цветущему состоянию, к широкому развитию государственной жизни и к величайшему внешнему могуществу. При нем Афины стали «душой тела» Эллады, рассадником искусства и литературы, столицей греческой образованности. Возведением храмов (Парфенона, храма Деметры в Элевсине), великолепных зданий и колоннад (Пропилеи, Одеон) Перикл прославил Афины. Довершением портовых и водных сооружений в Пирее, и постройкой третьей средней стены между двумя Длинными (соединявшими город с пирейским портом и превращавшим Афины и их гавань в одну цельную неприступную крепость) он дал столице Аттики безопасность и оказал существенное содействие судоходству и морской торговле. Великолепными празднествами, зрелищами и процессиями Перикл возвысил блеск своего управления и услаждал жадную до зрелищ толпу, а попечением об искусствах и науке положил основание духовному развитию народа. Сильный умом и посвященный во все знания своего времени, Перикл собирал даровитых людей в свой гостеприимный дом, где привлекательно властвовала его подруга, образованная гетера А из Милета. Он предоставлял каждому афинянину средство и случай получить образование и отличия, и тем распространению любви к искусству, литературе и поэзии даже в низших классах народа.