Традиционное общество характеризуется следующими признаками:
• натуральное хозяйство (тип экономики, при котором деньги не используются при передаче ресурсов между людьми, используется только натуральный обмен. Это система распределения ресурсов путем прямого обмена, предоставления прав по закону или совместного использования в соответствии с традиционными обычаями. Как следствие, большинство товаров, произведенных в системе естественного хозяйства, производится не с целью их обмена, а для непосредственного пропитания. Таким образом, естественная экономика, как правило, является автономной, где все потребляемые товары производятся внутри страны.)
• строгая иерархия с низкой социальной мобильностью (В иерархических культурах позиции, роли и задачи важнее людей и их умений. Если ты родился в одном социальном классе, то выше тебе подняться не суждено - сын фермера тоже будет фермером)
• сильное сословное деление (есть сословия с привилегиями, которые считались их естественными правами, а есть сословия без прав вообще, воспринимаемые как вещи)
• главный фактор производства – земля (вся экономика и жизнь человека связаны с землей, с ее возделыванием, даже многие дома строились в земле – так называемые землянки)
• ручной труд (все трудились руками с использованием каких-то ручных орудий труда, без механизмов)
• обычаи и традиции главнее законов (и на самом деле выполняют роли своеобразных духовных и культурных ценностей; законов и прав как таковых нет, но переступать через обычаи и традиции считалось настоящим преступлением)
• коллективизм (человек не живет один, он живет в общине – родовой, а потом соседской – и община оказывает очень сильное влияние на жизнь человека; вместе с общиной человек работает, отдыхает, использует одни и те же орудия труда)
положение крестьян значительно уходшилось. соборным уложением 1649 г. установлена постоянная наследственная и потомственная крепостная зависимость крестьян, включая их семьи, а также прямых и боковых родственников. в силу этого были отменены урочные годы сыска беглых. сыск становился . к волостным общинам прикреплялись и черносошные крестьяне, подлежавшие сыску и возврату на прежние наделы на общих основаниях. уложение 1649 г. закрепило монопольное право владения крестьянами за всеми категориями служилых чинов по отечеству. юридическим основанием прав на крестьян, их прикрепления и сыска служили писцовые книги 20-х гг. xvii в., а для периода после уложения в дополнение к ним - переписные книги 1646—1648 гг., отдельные и отказные книги, жалованные грамоты, акты сделок на крестьян между феодалами, описи возврата крестьян в результате сыска. для придания частным актам сделок на крестьян официальной силы была обязательна их регистрация в поместном приказе. уложение завершило процесс правового сближения бобылей с крестьянами, распространив на бобылей равную меру крепостной зависимости. уложение, в целях сохранения поместной системы, ограничивало права распоряжения крестьянами, записанными в книгах за поместьями: запрещалось переводить их на вотчинные земли и давать им отпускные. права на вотчинных крестьян были полнее. таким образом, уложение, следуя за непосредственно предшествующим законодательством и дополняя его, решало поземельный и крестьянский вопросы во взаимосвязи, подчиняя вопрос о крестьянстве поземельному вопросу. по основной массе дел дееспособность крестьян была ограничена (за них «искали» и «отвечали» помещики), но в уголовных делах они оставались субъектом преступления. как субъект права крестьянин мог участвовать в судебном процессе, в качестве свидетеля, быть участником повального обыска. в гражданско-правовой сфере он мог предъявлять материальные иски в пределах 20 рублей. в факте возмещения за бесчестье и увечье, предусмотренного уложением, крестьянин наряду с другими сословиями получил признание (с позиций феодального общества) — определенный комплекс гражданских прав, присущих низшему классу-сословию этого общества. крестьянин, по уложению, обладал определенной право- и дееспособностью. у черносошных крестьян объем этих прав был больше, чем у частновладельческих. с соборным уложением 1649 года связывают новую ступень на пути окончательного закрепощения основных производителей материальных благ.