Реформация была первым актом выступления нового, зародившегося в недрах феодального общества буржуазного сословия против феодальных порядков.
Реформация началась в духовной сфере, с выступления буржуазии против католицизма – идеологии феодализма. Название этого явления произошло от латинского слова reformatio – преобразование.
Ярким пламенем это движение вспыхнуло в Германии.
Движение Реформации здесь началось с выступления профессора Виттенбергского университета Мартина Лютера против индульгенций в 1517 г. и закончилось Аугсбургским религиозным миром в 1555 г. Кульминационным пунктом движения стала Крестьянская война 1524–1525 гг.
К ХVI в. католическая церковь в Германии оказывала определяющее влияние на все стороны общественной жизни, а также она являлась крупнейшим землевладельцем. Церковные поборы задевали материальные интересы различных социальных слоев германского общества. Католицизм особенно был неприемлем для нарождающейся буржуазии.
Учение католицизма о «справедливой цене» (требование довольствоваться умеренной надбавкой к себестоимости товара) существенно урезало купеческие прибыли; запрещение взимать проценты также было по экономическим интересам кредиторов. Но больше всего немецких бюргеров возмущала дороговизна культа. Различные подношения и повинности в пользу церкви с точки зрения бюргерства отвлекала значительную часть национального богатства от производительного использования. Поэтому неслучайно, что именно германское бюргерство являлось основным носителем реформационных идей.
Однако и другие сословия германского общества не остались в стороне от реформационного движения. В нем принимали участие представители дворянства, а также народные низы города и деревни. Дворянству и королевской власти импонировало выступление бюргерства против светской власти церкви. Королям и императорам опека католической церкви была в тягость, они также активно стремились к независимому существованию.
Парламенты возникли еще в эпоху Высокого средневековья. Парламенты выражали мнение всех сословий по самым важным вопросам королевства, прежде всего по вопросам налогов. Например, в Англии король не мог вводить новых налогов без ободрения парламента. Короли гарантировали права и привилегии парламентов. Но по мере усиления королевской власти монархи стали тяготиться сословными представительствами. Короли, которые все больше сосредотачивали власть в своих руках, стремились избавиться от парламентов или снизить их роль в жизни королевства. Но короли не могли сразу прекратить многовековую традицию . Поэтому в Англии Тюдоры в XVI проявляли дипломатию и продолжали созывать Парламент, но все реже и реже. В XVII в. новая династия Стюартов попыталась в значительной мере освободиться от влияния Парламента: короли даже не скрывали своего мнения относительно прав парламента, которые не могли ограничивать божественное право короля в управлении страной. Во Франции королям удалось прекратить регулярный созыв Генеральных штатов с 1614 по 1789 г.