Так сложилось исторически, что казахский народ не обладал развитой письменной культурой – величайшие образцы народного поэтического искусства передавались в устной форме и жырау стали уникальными носителями этого целостного и могучего знания, властителями народных дум. Как писал Мухтар Ауэзов, наш народ не оставил в наследство памятников архитектуры, скульп-
туры, живописи, но он оставил нам бесценное богатст-во – искусство жырау.
Слово «жырау» происходит от слова «жыр», что означает «песнь, сказание». Жырау были глубоко одаренными личностями, которые наряду с незаурядными импровизаторскими воплощали в себе талант рассказчика, актера, певца, музыканта, а также виртуозно владели музыкальными инструментами. К своим поэтическим импровизациям они сами сочиняли музыку, сами же были исполнителями. Чаще всего в качестве аккомпанирующего инструмента выступали кобыз и домбра.
От жырау следует отличать жырши и термеши, которые были лишь исполнителями и не являлись авторами фольклорных произведений. В то же время жыры и терме – это разные жанры и отличаются по манере исполнения. В терме важен голос, а в жыре – текст.Терме – это назидание в музыкально-поэтической форме, вид стиха и песни, которые чаще носили назидательный характер, размышления о жизни и смерти, молодости и старости, добре и зле. Яркие образцы терме встречаются в произведениях Асана Кайгы, Казтугана, Бухара жырау, Махамбета, Базара жырау, Майлыкожи, Жамбыла, Турмагамбета. Для придания большей эмоциальности и выразительности использовались ритмические формы музыкальных звуков и повторы. Классическим видом терме можно назвать «Желдірме» Исы
Байзакова.
Объяснение:
жакерия встание У.Т.
время май 1358 1381
участники крестьяне крестьяне
причины крестьяне сильно правительству пришлось ввсети
страдали от грабежей и налогов новый налог, который и вызвал
возмущение подданных
ход охватили париж, грабали замки, крестьяне жгли замки и
уничтожали списки пивинностей монастыри, убивали и налоговые документы, плохо феодалов и сборщиков
обращались с феодалами и их налогов
крестьянами
итог крестьяне были разгромлнны насмотря на поражение,
востание У.Т. не было
бесполезным.
В русских летописях Полоцк упоминается в 862 году. В середине X века у Полоцка появляется собственный владыка – Рогволод Полоцкий, которого, в конце X века Владимир Святославович убивает, а его дочь берет в жены. Что позволяет присоединить эту землю к новгородским владениям. В 987 году князь Владимир назначил князем Полоцка наследника Изяслава, а столицей стал город Изяславль.
Будучи уже взрослым князь Изяслав заново отстроил Полоцк, передвинув столицу княжества на левый берег реки Полоты, в самое непреступное и высокое место. При нем же и затеялось обособление княжества от владычества Киева. Необходимо заметить, что в начале XI века, Полоцкая земля занимала огромную территорию Северо-Западной Руси. Большие выгоды княжеству давало расположение Полоцка на пересечении водных путей Западной Двины и Верхнего Днепра. Не малую роль в самостоятельности княжество сыграло железодеятельное производство.
Правление Всеслава Чародея (1044 – 1101)Наибольший расцвет княжество приобрело при внуке Изяслава – Всеславе Брячиславовиче. После похода на торков, в 1060 году, Всеслав начал длительную борьбу с Киевом за владение Северо-Западной Русью. В 1065 году князь совершил неудачное нападение на Псков. Неудача не сломила князя, и на следующий год он напал на Новгород и разграбил город. Однако затем удача отвернулась от Всеслава и в феврале 1067 киевские князья Ярославовичи напали на Полоцкое княжество, захватив Минск.
3 марта случилось знаменательное сражение под рекой Немигой. Несколько дней противники не решались начать битву, не уступая друг другу в упрямстве и не идя на компромиссы, и на седьмой день Всеслав Полоцкий решился прогнать Ярославовичей с родной земли. Эта битва была описана в Слове о Полку Игореве, а так же киевских летописях. Сам князь избежал плена и бежал в Полоцк. По легендам князь был Чародеем-оборотнем и сбежал с поля битвы в образе волка.
Летом того же года Ярославовичи пригласили князя в Киев на мирные переговоры, обещая перед крестом ему безопасность. Слово свое, однако, Киев не сдержал, и Всеслав попал в плен. В 1068 году Ярославовичам пришлось защищать родную землю уже против половцев. Однако, битву на реке Альте они проиграли, и бежали. Киев же остался без защиты. 15 сентября 1068 года случилось киевское восстание, и киевляне силой освободили Всеслава, назначив его великим князем. Ярославовичам такой оборот дел само собой не понравился и те убежали за к Польше.
Когда Всеслав услышал, что на Киев направилось войско Ярославовичей он бросил город и сбежал в родную землю – Полоцк. Мол, дома и стены а Киев ему нужен, как волку второй хвост. Это ему мало и Изяслав захватил Полоцк, поставив княжить там своего сына. В 1072 году Всеслав вернул себе Полоцк, после чего началось сближение Изяслава и Всеслава. С остальными Ярославовичами он сражался непримиримо.