XX ғасырдың басы Ресей империясында әлеуметпк қайшылықтардың шиеленісуімен, Қазақстанда отарлық саясаттың күшеюімен ерекшеленді. Отарлық саясат, әсіресе аграрлық салада пәрменді жүргізілді. Өйткені аграрлық мәселе қоныстандыру саясатына тығыз байланысты еді. Қазақ өлкесі бірнеше қоныстандыру аудандарына бөлінді: Торғай-Орал, Семей, Сырдария, Жетісу. Патша өкіметі «Қоныс аудару қорынна» (Переселенческий фонд) қуру үшін Қазақ өлкесіндегі «артық» жерлерді анықтайтын қоныстандыру басқармаларын құрды. Қоныстандыру басқармалары әрбір қазақ отбасы 15 десятина жер үлесін алуға құқылы деген ереже енгізіп, ал қалған жердің барлығы Мемлекеттік меншік министрлігі басқаратын қоғамдық жер қорына берілетін болды. Мұндай тәртіптер қазақ халқының дәстүрлі мал шаруашылығының күйреуіне әкеп соқтырды. Агроном А. Кауфманның есебі бойынша, мал шаруашылығының қалыпты өмір сүруі үшін, әрбір көшпелі шаруашылыққа, мысалы, Сырдария ауданында 145 десятина жер, ал Жетісуда 110 десятина жер қажет еді.
Нельзя назвать это исключительно религиозной войной. Религиозная война в чистом виде - это когда разные воюющие стороны состоят из людей одной и той же национальности или гражданства, но разных вероисповеданий. Примером такой войны могут послужить Гугенотские войны во Франции, Тридцатилетняя война в Германии (оба примера - между католиками и протестантами). Войны Османской империи с европейскими странами были в первую очередь завоевательными войнами, направленными на расширение Османской империи; турки-османы были завоевателями, покорявшими народы. Тем не менее, религиозный фактор был важным мотивом в их войне против Европы.
Следовательно, исключительно религиозной войной назвать это нельзя, но это была завоевательная война с сильной религиозной составляющей.
В начале XV века ойратские племена напали на ханство Абулхаира. Поражение хана Абулхаира от ойратов явилось одной из причин откочевки казахских племен во главе с султанами Кереем и Жаныбеком за пределы ханства.
Султаны Керей и Жаныбек стремились уйти из-под власти Абулхаира, воспользовавшись сложным политико-экономическим положением в ханстве. Объединив под своим началом казахские племена, поднявшиеся на борьбу с Абулхаиром, они откочевали в Жетысу, на территорию Могулистана. Это был массовый протест против тяжелых налогов и повинностей, а также феодальных междоусобиц и непрекращающихся войн. В то время называвшиеся «кочевыми узбеками», на самом деле они были кочевыми казахами.
Хан Могулистана Есен-Буга (1434-1462 гг.) благосклонно принял Керея и Жаныбека и выделил земли для их поселения на берегах реки Чу. Есен-Буга хотел использовать Керея и Жаныбека в борьбе против хана Абулхаира, а также создать союз с ними для борьбы за власть со своим братом Йунусом, которого поддерживали Абулхаир и тимуриды. Есен-Буга хотел также использовать казахов для отпора ойратам, которые в начале XV века нападали на Могулистан.
В Западном Жетысу султаны Керей и Жаныбек создали Казахское ханство со ставкой в Козыбасы. Вначале Казахское ханство занимало поймы рек Чу и Талас. Они оба являлись чингизидами, поэтому оба имели право занять ханский трон. Ханом стал старший из них – Керей, советником стал Жаныбек. Жаныбек был сыном хана Барака, Керей – его старшего брата Болата.
В 1462 году умер хан Могулистана Есен-Буга. Возобновились племенные междоусобицы, ослабло государство. Ойратские племена завоевали часть ханства. Казахские племена из Могулистана стали перекочевывать в Казахское ханство, в результате увеличилось население и укрепилось Казахское ханство. На Жетысу совершал набеги хан Абулхаир, стремился разгромить Казахское ханство. Историк Мухаммед Хайдар Дулати в книге «Тарих-и-Рашиди» писал об образовании Казахского ханства в 870 году хиджры (1465-1466 гг.).