Завоевания. Александр македонский имея небольшую, но хорошо обученную армию, смог захватить Афины,Персию, дойти до Индии. Александр был хорошим полководцем.
Сначала 14 в. наметился новый подъем культуры в землях, который продолжался в течение 14-15 в. во всех крупных городах, таких, как москва, новгород, тверь, ростов, псков, нижний новгород и других, расширялись и восстанавливались монастырские школы и училища, в монастырях продолжалась переписка старых и создание новых книг, которых становилось все больше. сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о наличии высокого уровня грамотности среди городского населения. в устном народном творчестве произошло заметное распространение былин, которые относились к более раннему периоду. наряду с ними появились и новые легенды (например, "сказание о граде китеже"). в xiv в. дорогой пергамент стал заменяться бумагой, в обиход входит более беглое и свободное письмо - полуустав. одним из самых распространенных жанров были повести: "о битве на калке", "о разорении рязани батыем", "о мамаевом побоище", "задонщина". памятником культуры xv в. явилось "хождение за три моря" тверского купца афанасия никитина (наблюдения об индии и др. странах, лежащих между индией и русью) . ценные описания других территорий представлены в "хождениях" новгородца стефана и смолянина игнатия в царьград. церковная "житийная" также получила широкое распространение. возобновляется активное каменное строительство. при дмитрии донском в москве строится белокаменный кремль, в xv в. - кирпичный кремль при итальянских мастеров. в 15 в. строятся успенский собор (архитектор - аристотель феораванти) , архангельский собор (усыпальница московских князей) , благовещенский собор, грановитная палата. новые летописные своды. первый летописный свод - "троицкая летопись", созданная в москве в 1408 г. (погибла в московском 1812 г.) . к 1480 г. относится создание московского летописного свода. в 1442г. появился первый хронограф, составленный пахомием лагофетом, в котором своеобразно рассматривалась всемирная , включавшая руси. живопись 14-15 в. поднялась на высшую ступень развития. в новгороде, при росписи волотовской церкви, позднее в москве начале 15 в. работал художник феофан грек. он расписал вместе с симеоном черным московскую церковь рождества богородицы, участвовал в оформлении архангельского собора в москве. крупнейшим художником был андрей рублев. он расписал совместно с феофаном греком и живописцем прохором из городца благовещенский собор во владимире и троицкий собор в троице-сергиевом монастыре. рублев создал знаменитое произведение "троицу". большого развития достигло прикладное искусство. сохранились образцы ювелирных изделий, резьбы по дереву и камню, деревянной скульптуры, произведений шелкового шитья. подъем культуры отражал развитие народности. 16 в. отличалась публицистичностью. один из самых ярких публицистов 16 в. иван пересветов. он выступил с проектами реформ, имеющих целью создание сильной самодержавной власти. с середины 16 в. начинает свою российское книгопечатание. издание книг в москве началось еще в 1553 г. выходили так называемые анонимные издания. в 1563 г. в москве приступил к работе иван федоров. он был не только издателем, но и редактором книг. первые его издания в москве - книги святого писания. высокого уровня достигает в этот период архитектура. в 1-й пол. 16 в. в россии идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей. своеобразие зодчества связано появлением в 16 в. шатрового стиля : покрытие храма делалось в форме многогранной пирамиды - шатра. большое развитие в россии получило литейное дело. в конце 15 в. в москве стал действовать государст. пушечный двор. в 1586 г. он отлили знаменитую царь- пушку весом 40 т, длиной 5 м и диаметром 890 м. 16 в. время неблагоп. для развития культуры.
Империя до самых последних дней своего существования пыталась защитить свои границы от вторжения варваров. варварские завоевания, подобно всем другим завоеваниям, грозили империи не только гибелью и разрушением, самый образ жизни варваров отрицал римскую цивилизацию — какой она была раньше и какой — увы! — постепенно переставала быть. современники наблюдали или должны были наблюдать острейший конфликт между римскими и варварскими ценностями совсем не в материальной сфере. римская цивилизация была в первую очередь цивилизацией разума. она опиралась на многовековую традицию мысли и интеллектуальных достижений, составлявших наследие греции, в которое она, в свою очередь, внесла большой вклад. римский мир был миром школ и библиотек, писателей и строителей. варварский же мир был миром, в котором разум пребывал в младенческом состоянии, и это состояние затянулось на многие века. германские саги, воспевавшие битвы, существовали и дошли до нас лишь в форме легенд, созданных в более позднее время. имелось несколько грубых законов, которые регулировали личные взаимоотношения людей, — вряд ли все это можно назвать цивилизацией в том смысле, в каком понимали ее римляне. король хильперик пытался сочинять стихи в стиле седулия, но не имел никакого понятия о длинной и короткой стопах, и они у него хромали, а сам карл великий, ложась спать, клал под подушку грифельную доску, чтобы ночью в искусстве письма, которое он так и не освоил. что общего было у них с юлием цезарем, марком аврелием и тем великим юлианом, которого назвали отступником? уже по одним этим примерам можно понять, какая непроходимая пропасть разделяла германию и рим. таким образом, римляне и варвары были не только военными противниками, но и вели совершенно различный образ жизни — цивилизованный и варварский. мы не имеем здесь возможности подробно обсудить вопрос, почему в процессе их столкновения цивилизация погибла, а варварство победило. однако важно помнить, что, пока империя пыталась защитить свои границы от варварских орд, она постепенно открывала их для варваров-поселенцев