В то самое время, когда на небосклоне дворянства Речи Посполитой ярко засияла звезда удачи, закатилась звезда крестьянина. Для шляхтича, дорвавшегося до немыслимых богатств и абсолютной власти, крестьянин — это прежде всего дешевая рабочая сила. Полностью контролируя политическую систему Речи Посполитой, шляхта могла как угодно ужесточать свои «законные» требования к крестьянству.
Еще в начале XV в., например, в Галичине все обязанности крестьянской общины (дворища) перед землевладельцем-феодалом по сути сводились к требованию выставлять ежегодно двух-трех членов общины для отработки на панщине в течение не более 14 дней. А вот к началу XVI в. уже каждый взрослый член дворища должен был работать в имении шляхтича два дня в неделю. Это было зафиксировано в так называемой «Уставе на волоки», принятой в 1557 г. в Великом княжестве Литовском (первоначальная цель «Уставы» состояла во введении единой землемерческой системы, но постепенно она превратилась в средство увеличения отработочной ренты). Впрочем, и это был еще не предел: со временем крестьян вынуждают работать на панщине и по три-четыре дня в неделю, а иногда и больше. Ясно, что за те несколько дней, что оставались на обработку собственной земли, крестьянин вряд ли мог выручить какую-либо прибыль от повышения цен на продовольствие. На деле он едва сводил концы с концами, с тоской вспоминая о прежних временах, которые теперь казались и сытыми, и вольными.
Чтобы легче было эксплуатировать крестьян, шляхта старалась любым избавиться от традиционных форм сельского самоуправления. Действуя то силой, то подкупом, шляхта выводила из игры старост, солтысов и прочих носителей традиционных крестьянских «прав» — «молдавского» и «немецкого», Отныне признавалось лишь одно — «польское» — право, т. е. прямое подчинение крестьянина феодалу. Еще в 1457 г. шляхтич получил право самостоятельно чинить суд и расправу над своими крестьянами, и с той поры его господство в деревне становится полным и беспрекословным. Трудно назвать ту область личной жизни крестьянина, которой бы ни касался помещик. Некоторые землевладельцы доходили до того, что требовали с крестьян плату за разрешение жениться или насильно вынуждали жителей своих сел пользоваться услугами господских мельниц и корчем (то и другое шляхтичи часто сдавали в аренду евреям). Наконец, с появлением «Уставы на волоки» и та земля, на которой жил и которую обрабатывал крестьянин со всей юридической ясностью объявлялась не крестьянской, а помещичьей.
Термин "Новейшая история" - универсальный, многозначный.
Марксисты под "Новейшей историей" понимают "Новое Время" – период развития и утверждения капитализма в Европе и Северной Америке как основной формации социально-экономических критерий. С социально-экономических позиций оценивают "Новейшую историю" Вебер, Вермар Зобер.
Западные исторические школы, придерживающиеся культурологического подхода, определяют "Новейшую историю" как период изменений в сознании человека и общества, культуре, характеризующиеся расцветом науки, техническим прогрессом, секуляризацией сознания.
"Новейшая история" в разных культурах связана с:
1) освобождением от иноземного господства;
2) основанием независимого национального государства (национальные исторические школы).
Периодизация "Новейшей истории".
Взятие крестоносцами Константинополя (1204 год) – начало "Новейшей истории" для греков.
Английская буржуазная революция (середина 17 века) – начало "Новейшей истории" с социально-экономической точки зрения.
Эпоха Возрождения – "Новейшая история" -с культурологической точки зрения.
17-18 века – "Новейшая история" - с точки зрения ученых национальных школ.
Термин "Новейшая история" употребляется в значении истории последних лет, имеющей важнейшее значение для современности, отличной от истории предыдущих эпох.
Проблема периодизации:
1) СССР: "Новейшая история" начинается с 1917г.
2) Зарубежные историки: "Новейшая история" - события последних 20-30 лет.
3) РФ (с 1991г): "Новейшая история" - история 20 века.
4) Альтернативная точка зрения: "Новейшая история" начинается с 1945 года.
Основные изменения, характеризующие "Новейшую историю"
1) Культура: появление новых форм, секуляризация сознания.
2) Экономика: капитализм – новый производства
3) Политическая жизнь: новые формы политической жизни и протеста (революции).