Перейдя границу, с одним легионом из 300 всадников Цезарь двинулся на Рим, начав тем самым гражданскую войну. Сопротивления Цезарь не встретил. Поэтому победитель галлов легко овладел Римом и Италией. По заданию сената Помпей (правитель Рима набрал армию.
Цезарь не сразу выступил с боевыми действиями против Помпея. Он был готов на серьезные уступки, чтобы избежать кровопролития гражданской войны и всячески оттягивал начало военных действий, ведя переговоры. Но как на одной, так и на другой стороне было много влиятельных лиц, явно заинтересованных в войне.
Боевых действий не удалось избежать и у города Фарсала помпеевцы были разбиты легионом Цезаря. Тем самым окончательно утвердилась власть Юлия Цезаря в Риме. Выражение «перейти Рубикон» с тех пор стало крылатым, означающим точку невозврата.
Гражданская война затянулась на четыре года, хотя Помпей будет убит (вопреки воле Цезаря) после поражения в битве при Фарсале. Окончательно партия помпеянцев будет разгромлена лишь в 45 году до нашей эры, всего за год до гибели самого Цезаря.
Формально он не стал императором в нынешнем понимании этого слова, хотя с момента его провозглашения диктатором в 49 году до нашей эры его полномочия только росли, и к 44 году до нашей эры он имел практически полный набор атрибутов власти, присущих монарху.
Последовательная централизация власти Цезарем, сопровождавшаяся потерей влияния Римского сената, и стала причиной заговора сторонников сохранения Рима как республики. 15 марта 44 года до нашей эры заговорщики напали на Цезаря в здании заседаний сената, нанеся ему 23 ножевых ранения. Большинство ран были поверхностными, однако один из ударов всё-таки оказался смертельным. Правда убийцы не учли, что Цезарь был крайне популярен среди низов и средних слоёв Рима. Народ был чрезвычайно разгневан заговором аристократов, в результате чего им самим пришлось бежать из Рима. После гибели Цезаря Римская республика пала окончательно.
Место это еще с языческих времен славилось как необычное и примечательное. Озеро было названо в честь славянского бога солнца - Ярилы, а на его берегах проводились культовые церемонии. На вершине высокого лысого холма, двумя мысами вдававшегося в озеро, волхвы в ночь на Ивана Купалу совершали свои богослужения, и тогда все вокруг озарялось светом факелов, а с горы в воду скатывались огненные колеса, символизирующие солнце.
"...На глазах изумленных воинов город исчез - скрылись под водой его церкви, башни, терема. "
С тех пор, как гласят легенды, из вод озера порой доносится призрачный колокольный перезвон, а праведные люди могут не только слышать его, но и узреть пропавший Китеж.
К XIX веку сложилось три варианта легенды о Китеже. По первому, город находится на дне озера, подобно сказочному дворцу морского царя. По другому, рассказанному писателем М. Пришвиным, Китеж расположен под землей, а окрестные холмы являются его церквами. Третий вариант сообщает о городе, попрежнему стоящем на берегах Светлояра, но невидимом человеческому глазу. Лишь наиболее праведные паломники, приходившие сюда в день праздника Владимирской иконы Богоматери (6 июля по старому стилю) , могли видеть в водах озера отражение раскинувшегося на холмах Китежа.
С Китежем была связана вера людей в существование на земле Русской духовномистического центра, где живут святые люди, противостоящие Антихристу и всякому злу. Китеж - город последней надежды для всех несчастных, недужных и обиженных, место, где можно укрыться и от гнева царя, и от притеснений барина.
Даниил Андреев в "Розе Мира" сравнивает сказание о Китеже с величайшими мистериями человечества: это сказание дало "мистерию народа, культуры или отдельной души, чья неприкосновенная внутренняя святыня, оберегаемая иерархиями Света, остается недоступной никакому, самому могущественному врагу, уходя в таинственную духовную глубь от любого вторжения, от любого враждебного прикосновения" ясно