XVIII век в жизни народов Европы
— это время величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов. Становление в Западной Европе эпохи Нового времени означал цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации.
Модернизация — это сложный многогранный процесс, протекавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация означала индустриализацию — постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана сурбанизацией — небывалым ростом городов, который привел к преобладающему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией — высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии ицеркви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.
Все эти неразрывно связанные друг с другом процессы изменили эмоционально-психологические установки человека, его менталитет. Дух традиционализма уступает место установкам на изменение и развитие. Государственная власть, социальное устройство общества также лишается божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Не случайно Новое время — это эпоха социальных революций, сознательных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового человека. Человек Нового времени, модернизованный человек — это мобильная личность, которая быстро при к изменениям, происходящим в окружающей среде.
после смерти владимира мономаха начался интенсивный процесс распада великой киевской державы. южную русь терзали бесконечные княжеские междоусобицы, в которых на правах союзников активно участвовали кочевники-половцы. новгородская земля все более дистанцировалась от далёкого киева как самодостаточное и независимое государство. и наконец, из славяно-финских дебрей выросло как самостоятельная и амбициозная сила ростово-суздальское княжество, когда его правителем стал сын владимира мономаха князь юрий долгорукий. о том, что он был великим князем киевским, знают сегодня немногие, зато он известен всему свету тем, что на далёкой окраине его ростово-суздальской вотчины появился маленький городок
в двенадцатом столетии феодальная раздробленность земли положила начало её разделению на русь великую, малую и белую, которое окончательно стало геополитической реальностью лишь в xx веке. первой по времени коллизией, инициировавшей этот процесс, стало т. н. "татарское иго". в судьбе россии игу была суждена ключевая роль. вопросы о его происхождении, характере и значении в процессе становления государственности нам понимать сегодня, кто мы, откуда и куда
во второй половине xii века русь, как и весь христианский мир, не ведала о том, что далеко на востоке идёт "передел мира". могучий и отважный народ - монголы, объединившийся под властью великого вождя чингисхана, устремился на завоевание мира, вовлекая в свою экспансию множество народов и племён великой степи. наиболее активным и широко расселённым народом среди них были татары. по их имени степное нашествие на русь получило своё название - татарское. случилось так, что познакомились с ним, когда оно ещё не началось. это было в 1223 году. в монгольском движении на запад фланг татар задел южных соседей руси - половцев. те издавна были для людей "своими", "" кочевниками, и как "своим" князья решили им, стали вместе с ними против татаро-монголов на реке калке - и потерпели катастрофический разгром. но урока из этого поражения князья не извлекли. увлечённые своими междоусобными распрями, они как будто не замечали, что над землёй нависла туча, грозившая обрушиться
к тому времени чингисхан создал империю, распространившуюся от тихого океана до волги. в 1224 году, незадолго до своей смерти он разделил её между ближайшими наследниками, которым завещал покорить монголам весь мир. расширения империи на запад была возложена на сына джучи - бату (батыя), старшего внука чингисхана.
Вторая-русская армия была более организованна и больше хотела победы.
.третья-Александр Невский смог сплотить командный дух и разработать хорошую тактику.