Культурная революция как изменение идеологии общества была начата вскоре после Октябрьской революции[2]. 23 января 1918 года появился декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви[2]. Из системы образования были удалены предметы, связанные с религиозным образованием:богословие, древнегреческий язык и другие. Главной задачей культурной революции было внедрение в личные убеждения советских граждан принципов марксистско-ленинской идеологии[1].
Для реализации программы в первые месяцы советской власти была создана сеть органов партийно-государственного управления культурной жизнью общества: Агитпроп (отдел ЦК ВКП(б)), Главполитпросвет, Наркомпрос, Главлит и другие. Подверглись национализации учреждения культуры: издательства, музеи, кинофабрики; была отменена свобода печати. В области идеологии была широко развёрнута атеистическая пропаганда, начались гонения на религию, в храмах устраивались клубы, склады, производства, вводилась жёсткая цензура[1].
Большая часть народных масс была необразованна и неграмотна: так, из результатов переписи населения 1920 года следовало, что на территории Советской России умело читать всего 41,7 % населения старше 8 лет[11]. Культурная революция предполагала прежде всего борьбу с безграмотностью, что было необходимо для последующего научно-технического развития. Культурная работа намеренно ограничивалась лишь элементарными формами, поскольку, по мнению ряда исследователей, советскому режиму нужна была культура исполнительская, но не творческая[8]. Однако темпы ликвидации безграмотности в силу целого ряда причин были неудовлетворительными. Всеобщее начальное образование в СССР де-факто было введено в 1930 году. Массоваябезграмотность была ликвидирована после Великой Отечественной войны[2].
В это время были созданы национальные алфавиты нескольких народностей (Крайнего севера, Дагестана, киргизов, башкир, бурят и т. д.). Была развёрнута широкая сеть рабочих факультетов для подготовки трудящейся молодёжи к поступлению в ВУЗы, в которые сначала был открыт путь молодёжи пролетарского происхождения независимо от наличия начального образования. В целях воспитания новой интеллектуальной элиты учреждены Коммунистический университет, Истпарт, Коммунистическая академия, Институт красной профессуры. Для привлечения «старых» научных кадров создавались комиссии по улучшению быта учёных, издавались соответствующие декреты[1].
Вместе с тем принимались репрессивные меры по устранению интеллектуальных политических противников: так, более 200 видных представителей российской науки и культуры были высланы из страны на «Философском пароходе». С конца 1920-х годов проводилось «вытеснение» буржуазных специалистов: «Академическое дело», «Шахтинское дело», «Дело Промпартии» и т. п. С 1929 года начали свою деятельность «шарашки» — организованные органами внутренних дел особые технические бюро из заключённых для проведения важных научно-исследовательских и конструкторских работ[1].
Большую роль в выполнении задач партии по проведению культурной революции играл комсомол[2].
Итоги культурной революции в СССР[править | править вики-текст]
Вячеслав Михайлович Молотов (настоящая фамилия Скрябин) (1890-1986) — советский государственный[en] и партийный деятель, революционер, Герой Социалистического Труда (1943)Вячеслав Михайлович Молотов родился 9 марта (25 февраля по старому стилю) 1890 года в слободе Кукарка, Нолинского уезда, Вятской губернии, в семье приказчика.
В 1908 году Слава окончил Казанское реальное училище. В 1905-1907 годах принимал участие в событиях первой русской революции в Казани. Вступил в РСДРП в 1906 году. В 1911-1912 — студент Петербургского политехнического института (исключен за революционную деятельность). В этот же период начал сотрудничать в большевистских газетах «Звезда», «Правда» (член редколлегии с 1912). Неоднократно подвергался арестам и ссылкам. В 1916 бежал из сибирской ссылки. Кооптирован в члены Русского бюро ЦК РСДРП (Петроград, 1916)..2)
Исторический портрет Ярослава МудрогоГоды правления:1019-1054
Из биографии.
Исторический портрет Ярослава составить достаточно просто, так как в летописях о нём много сведений, ведь это была яркая личность, при которой Русь достигла своего расцвета.
К власти пришёл в результате борьбы за престол со своим братом Мстиславом Тмутараканским, с которым вынужден делить власть до 1036 года( год смерти брата).
Яркая личность: волевой, сильный, решительный, благоразумный, преданный православной вере, храбрый, сочувствующий малоимущим. Вёл скромный образ жизни. Часто Ярослав Мудрого называют идеальным князем. Даже его облик изображён на современной тысячерублёвой купюре.