Начиная со второй половины 13 века в русских землях постепенно восстанавливается летописание. Его главными центрами оставались Галицко-Волынское княжество, Новгород, Ростов Великий, Рязань, примерно с 1250 года Владимир. Появляются также новые центры Москва, Тверь.
Со второй половины 14 века составление летописей и рукописных книг переживает значительный подъём. Ведущее место постепенно занимает Московская летописная традиция с её идеями объединения земель вокруг Москвы. Московская летописная традиция дошла до нас в составе Троицкой летописи начало 15 века и являет собой в отличии от местных летописей первый со времен Древней Руси свод общерусского характера, тут обосновываются право князей московских быть главой Руси.
В результате повышения производительности труда появилась товарная продукция, которую потребовалось продавать. На месте сезонных ярмарок появились постоянные поселения ремесленников. В ходе разделения труда выделились торговцы. На них "наехали" бандюганы, дети которых стали "законными" феодалами со своим войском. Для обороны начали строить крепости (детинцы, кремли) . Городские феодалы закрепостили окрестных крестьян и стали называть себя герцогами и королями, владеющими провинциями и государствами
Владимиро-Суздальское княжество было к этому времени наиболее мощным как в экономическом, так и в политическом отношении русским государством. Его независимость от киевских князей была достигнута при сыне Владимира Мономаха Юрии Владимировиче Долгоруком, получившем свое прозвище за стремление присоединить к территории своего княжества новые земли. Он же явился и основателем Москвы - будущего центра Российского государства. Певроначально столицей государства был Суздаль, а вскоре - Владимир. Основу экономики княжества составляло развитое земледелие. Население занималось также скотоводством, рыболовством, бортничеством, сбором грибов и ягод. Высокое развитие получило ремесло. Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире считались в это время лучшими на Руси. Развитая экономика давала возможность князьям укреплять свои позиции не только внутри княжества, но и в борьбе с соседями за усиление своего господства. Проведя в военных походах долгие годы, Юрий Долгорукий сумел покорить многие соседние территории и даже занять силой великокняжеский престол в Киеве, однако вскоре был отравлен там политическими противниками.
Со второй половины 14 века составление летописей и рукописных книг переживает значительный подъём. Ведущее место постепенно занимает Московская летописная традиция с её идеями объединения земель вокруг Москвы. Московская летописная традиция дошла до нас в составе Троицкой летописи начало 15 века и являет собой в отличии от местных летописей первый со времен Древней Руси свод общерусского характера, тут обосновываются право князей московских быть главой Руси.