Важнейшей особенностью социально-экономического развития России в первой половине XIX в. (или, как принято говорить, в предреформенные годы, до 1861 г.) являлся прогрессирующий процесс разложения феодально-крепостнической системы. Начало этого процесса можно отнести ко второй половине XVIII в., более отчетливо он стал проявляться в последнее его тридцатилетие. В недрах крепостнической системы в этот период развивались новые капиталистические отношения.
Экономическое развитие
В первой трети XIX века экономика Российской империи стала всё более отставать в своём развитии от ведущих держав. Состояние дел в промышленности к началу царствования Николая I (1825—1855) было наихудшим за всю историю Российской империи. Промышленности конкурировать с Западом, где в то время уже подходила к концу Промышленная революция, фактически не существовало (подробнее см. Индустриализация в Российской империи). В экспорте России было лишь сырьё, почти все виды промышленных изделий, необходимые стране, приобретались за рубежом.
К началу XIX века количество крестьян вольнонаёмных и крепостных на заводах и фабриках почти сравнялось. С начала 1860-х годов в стране начался экономический кризис, что ряд экономических историков связывает с отказом Александра II от промышленного протекционизма и переходом к либеральной политике во внешней торговле
Политическое развитие
XIX век для России стал веком зарождения либерального и революционного движения, великих побед и тяжелых поражений во внешней политике, периодом реформ и введением жесткого тотального контроля.С приходом к власти Николая I наблюдалось усиление консервативных взглядов и усиления роли государства в жизни общества. Во второй половине XIX века наблюдается новый рост либеральных настроений, наступает пора Великих реформ Крестьянская община получила свободу от помещиков. Союз между Россией, Германией и Австро-Венгрией
Согласно К. Марксу, главным признаком для отнесения к рабочему классу является то, что рабочий класс создает прибавочную стоимость, иными словами, приносит собственнику прибыль[1], при этом безразлично, является ли труд физическим, а профессия — материально производительной. Например, школьные учителя или врачи, если они работают на частном предприятии, относятся к рабочему классу[2], и не относятся, если работают не с целью извлечения прибыли в пользу собственника, например, в государственной школе.
Согласно такой широкой трактовке, рабочий класс представляет собой всех работников наемного труда на капиталистических предприятиях. Согласно узкой трактовке, рабочий класс состоит из «синих воротничков», занятых физическим трудом[3] на предприятиях капиталистической промышленности, в строительстве, на транспорте, в сельском хозяйстве. В этом смысле к рабочему классу не относят:
работников сферы услуг и торговли, а также работников промышленности, не занятых физическим трудом (инженеров, бухгалтеров, секретарей), которые образуют группу служащих.работников сферы услуг, которые заняты физическим трудом (таксисты, автослесари, официанты, повара, домработницы).
Менеджер, являясь наемным работником, не относится к рабочему классу в узком смысле, поскольку входит в группу управляющих. Фермер, занятый физическим трудом, не является рабочим, поскольку является собственником, работающим на себя. Клерк, как работник нефизического труда, формально не принадлежит к рабочему классу в узком смысле, хотя включается в группу управляемых наёмных работников[3].
Устаревшим и в настоящее время редко используемым названием рабочего класса является пролетариат, полностью лишенный всего, что может быть использовано как капитал, иногда определяемый, как беднейшая и неимущая часть рабочего класса. К пролетариату в начале XX века относили также низшие категории служащих, мелких торговцев[4].
Объяснение:
можно лушчий ответ