егодня Судебник Ивана Третьего – бесценный исторический памятник времен феодального жизнеустройства. Русь в ту пору вступала в период расцвета феодализма, и потому назрела необходимость создания фундаментального документа, который бы содержал все нормы права, регулирующие отношения феодалов и крестьян.
Абсолютно точной информации об авторстве Судебника нет, но некоторые исследователи предполагают, что создателями документа был кн. Патриков вкупе с дьяками Фёдором Курицыным, Василием Жуком и Василием Долматовым.
Мотивация нового законодательства
При Иване третьем Русь стала большим централизованным государством, т.е. все отдельные княжества объединились и подпали под влияние Москвы. Феодализм диктовал новые правила управления землями, поскольку князья, вместо огромных территорий, получили небольшие по сравнению с прежними, угодья в виде нескольких деревень с их населением.
К тому же боярство стало приобретать все большую власть. Централизованное государство требовало и централизованного управления, поэтому стал необходимым единый свод законов, регулирующий правовые отношения между землевладельцами и крестьянами, а также между землевладельцами и Москвой.
Новый уклад явился причиной создания Судебника, который укреплял централизованное государство.
Базовые документы
До нового Судебника Русь жила, руководствуясь нормативно-правовыми документами, созданными в прежние времена. Судебник Ивана Третьего по существу не стал абсолютно реформаторским актом, он просто объединил и систематизировал несколько основных документов старого образца, а именно:
Все редакции «Русской правды» (Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха и др.);Несколько судебных грамот прежних княжеств о ведении судопроизводства;Грамоты уставные, изданные верховной властью, о местном самоуправлении;Образцы судебных решений по разным делам.
Все это было собрано воедино с попыткой систематизировать, но все же выглядел Судебник этаким хаотическим сборником норм и правовых указов без должной системы, без четких формулировок общих законов.
До полноценного законодательного документа он не дотягивал еще и потому, что ориентирован был в основном на привилегии феодалов, а не на всеобщие интересы населения.
Содержание Судебника
Львиную долю содержания нового законодательного документа занимало процессуальное право, например, розыск или правила судебного разбирательства.
Судебник включал в себя несколько разделов:
Уголовные правовые нормы; Гражданские правовые нормы; Функции и полномочия центрального суда; Функции и полномочия местных судов; Добавочные нормы и акты;Уголовные правовые нормы
В новом документе появилось новое определение преступления. И если в «Русской правде» оно определялось как урон, нанесенный одному лицу или нескольким, то в Судебнике Ивана Третьего преступлением называлось «лихое дело», совершаемое против государственного строя, против справедливости, т.е. правосудия.
На основе такой формулировки, преступления поделились на несколько категорий:
Преступления против человека: убийство, похищение и др;Преступления против государства (крамола): смуты, мятежи, заговоры и т.д.);Имущественные преступления (татьба): кражи, разбои и т.д.;Преступления против правосудия. Узаконены в Судебнике такие наказания:Казнь. Смерть предусматривалась за государственную измену, а наравне с ней и за конокрадство;Физическое наказание. Это могло быть не только избиение розгами, но и отрезание языка или других частей тела. Штрафы не были предусмотрены документом, но на деле использовались довольно часто.
Гражданские правовые нормы
Этот раздел Судебника явно «хромал», т.к. не обладал соответствующей юридической четкостью. Конечно, он не утверждал право на частную собственность, но это касалось исключительно феодалов.
Крепостные крестьяне законодательно считались частной собственностью землевладельцев, а покинуть своего помещика они могли только один раз в го
Культурным центром христианского мира в средние века были монастыри. Они вели в эпоху средних веков основную работу по распространению христианской религии. Только у монахов люди могли найти медицинскую и некоторую защиту и от варваров, и от светских властей. Духовная власть монастыря базировалась на власти экономической. Монахи создавали запасы продовольствия на черный день, только у монахов всегда имелось все необходимое для изготовления и ремонта скудного сельскохозяйственного инвентаря. Монахи по священной обязанности занимались благотворительностью нуждающимся была одним из первоочередных пунктов в уставе любой монастырской общины. Эта выражалась и в раздаче хлеба окрестным крестьянам в голодный год, и в лечении больных, и в организации странноприимных домов. Монахи проповедовали среди полуязыческого местного населения христианскую веру . В монастырях нашли прибежище также ученость и наука. Только монастыри обладают необходимым потенциалом для организации образовательной деятельности. Важно отметить, что одним из факторов возникновения университетской культуры именно в монастырях являлось наличие там книг, которые за пределами монастырей были большой редкостью.
1. Ислам считается одной из трех мировых религий, потому что для мусульман не имеет значения твоя национальность, цвет кожи, язык, на котором ты говоришь. Христианином, буддистом или мусульманином может стать любой и человека после посвящения не перебрасывают в другую национальную группу. (в отличии, например, от индуизма - индусы в свои храмы "неиндусов" вообще не пускают, или иудаизма, где после его принятия ты автоматически становишься евреем). 2. В общем то, объединение арабов и создание ими собственного государства было напрямую связано с возникновением новой религии - ислама. Религия объединила людей. "Отец-основатель" ислама - пророк Мекки Мухаммад. К 630 г. большинство арабских племен признали власть Мухаммада и приняли ислам. После смерти пророка власть в созданной им государству унаследовали халифы - заместители пророка. Возник Арабский халифат. Сначала они пытались распространять ислам, а позже перешли в наступление: началась эпоха арабских завоеваний. Захватили Сирию, Палестину, Египет, а позже - все средиземноморское побережье Африки, Иран. В 711-714 гг. завоевали почти всю Испанию. 3. Венгры, тюрки. 4. Арабские цифры, да и вообще, алгебру. Авторучка, ветряная мельница, хирургические инструменты (что самое интересное, их вид почти не изменился с того времени), мыло. 5. А. Даже не просто "больше ста", а больше 400! (п.с.У тебя какая-то чепуха с цифрами.)
егодня Судебник Ивана Третьего – бесценный исторический памятник времен феодального жизнеустройства. Русь в ту пору вступала в период расцвета феодализма, и потому назрела необходимость создания фундаментального документа, который бы содержал все нормы права, регулирующие отношения феодалов и крестьян.
Абсолютно точной информации об авторстве Судебника нет, но некоторые исследователи предполагают, что создателями документа был кн. Патриков вкупе с дьяками Фёдором Курицыным, Василием Жуком и Василием Долматовым.
При Иване третьем Русь стала большим централизованным государством, т.е. все отдельные княжества объединились и подпали под влияние Москвы. Феодализм диктовал новые правила управления землями, поскольку князья, вместо огромных территорий, получили небольшие по сравнению с прежними, угодья в виде нескольких деревень с их населением.
К тому же боярство стало приобретать все большую власть. Централизованное государство требовало и централизованного управления, поэтому стал необходимым единый свод законов, регулирующий правовые отношения между землевладельцами и крестьянами, а также между землевладельцами и Москвой.
Новый уклад явился причиной создания Судебника, который укреплял централизованное государство.
До нового Судебника Русь жила, руководствуясь нормативно-правовыми документами, созданными в прежние времена. Судебник Ивана Третьего по существу не стал абсолютно реформаторским актом, он просто объединил и систематизировал несколько основных документов старого образца, а именно:
Все редакции «Русской правды» (Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха и др.);Несколько судебных грамот прежних княжеств о ведении судопроизводства;Грамоты уставные, изданные верховной властью, о местном самоуправлении;Образцы судебных решений по разным делам.Все это было собрано воедино с попыткой систематизировать, но все же выглядел Судебник этаким хаотическим сборником норм и правовых указов без должной системы, без четких формулировок общих законов.
До полноценного законодательного документа он не дотягивал еще и потому, что ориентирован был в основном на привилегии феодалов, а не на всеобщие интересы населения.
Львиную долю содержания нового законодательного документа занимало процессуальное право, например, розыск или правила судебного разбирательства.
Судебник включал в себя несколько разделов:
Уголовные правовые нормы; Гражданские правовые нормы; Функции и полномочия центрального суда; Функции и полномочия местных судов; Добавочные нормы и акты;Уголовные правовые нормыВ новом документе появилось новое определение преступления. И если в «Русской правде» оно определялось как урон, нанесенный одному лицу или нескольким, то в Судебнике Ивана Третьего преступлением называлось «лихое дело», совершаемое против государственного строя, против справедливости, т.е. правосудия.
На основе такой формулировки, преступления поделились на несколько категорий:
Преступления против человека: убийство, похищение и др;Преступления против государства (крамола): смуты, мятежи, заговоры и т.д.);Имущественные преступления (татьба): кражи, разбои и т.д.;Преступления против правосудия. Узаконены в Судебнике такие наказания:Казнь. Смерть предусматривалась за государственную измену, а наравне с ней и за конокрадство;Физическое наказание. Это могло быть не только избиение розгами, но и отрезание языка или других частей тела. Штрафы не были предусмотрены документом, но на деле использовались довольно часто.Этот раздел Судебника явно «хромал», т.к. не обладал соответствующей юридической четкостью. Конечно, он не утверждал право на частную собственность, но это касалось исключительно феодалов.
Крепостные крестьяне законодательно считались частной собственностью землевладельцев, а покинуть своего помещика они могли только один раз в го